Закон о товарных биржах. Часть I

Корпоративное право

Правоведение, 1992, № 5, c. 3 — c. 13

20 февраля 1992 г. был принят Закон Российской Федерации [1] «О товарных биржах и биржевой торговле»[2], который впервые за по­следние 60 лет посвящен такой сугубо «капиталистической» организа­ции, как биржа, и регулированию торговли на ней. До этого момента деятельность бирж регламентировалась только подзаконными актами не более чем двухгодичной давности, да и то лишь в самых общих чертах. Закон неоднозначно встречен биржевиками, иными предпринима­телями. Однако целью настоящей статьи является не его социально-политическая оценка, а догматическое исследование. И пусть «первый блин комом», но поскольку его выпек наш законодатель, все равно при­дется есть, хотя можно при этом и не испытывать положительные эмо­ции.

Законодательство о биржах

Отношения, связанные с деятельностью товарных бирж и торговлей на них, регулируются Законом о товарных биржах и иными (в том чи­сле подзаконными) актами законодательства РФ, а также учредитель­ными документами бирж, правилами торговли на них и другими внут­ренними документами бирж, принятыми в соответствии с законодатель­ством (ч. 1 ст. 1 Закона). В этой норме не проводится различие меж­ду законодательством и локальными нормативными актами бирж (уч­редительными документами, правилами торговли, положениями о бир­жевой арбитражной комиссии и проч.). Все они объединены под об­щим термином «законодательство». Это простая погрешность законода­теля или здесь заложен какой-либо смысл?

Локальные нормативные акты по традиции никогда к законодательству не относились, ибо действовали только внутри определенного рода организации. Применительно к юридическому лицу корпоративно­го типа они могли распространяться на его членов. Касались они так­же и его работников. Обязательность локальных нормативных актов ос­новывалась на договоре (учредительном или трудовом). Иная ситуация на бирже, где есть постоянные и разовые посетители, которые обязаны соблюдать правила биржевой торговли, могут быть подвергнуты штра­фу за нарушения последних с передачей дел на рассмотрение арби­тражной комиссии и в то же время не относятся ни к членам биржи, ни к работникам. С этими участниками биржевой торговли во многих случаях невозможно заключить соглашения, в соответствии с которыми они приняли бы на себя обязанности членов биржи. И здесь отнесение отдельных локальных нормативных актов к категории законодательства может иметь решающее значение. Подобное решение позволяет призна­вать биржевые сделки, заключенные с нарушением правил биржевой торговли, недействительными по основанию, предусмотренному ст. 48 ГК РСФСР (п. 1 ст. 30 Основ гражданского законодательства 1991 г.).

К законодательству могут быть отнесены не всякие локальные нормативные акты биржи, а лишь те из них, которые приняты в соответ­ствии с действующим законодательством. Но последнее предусматрива­ет принятие множества локальных нормативных актов. Неужели такой документ биржи, как решение общего собрания членов о распределе­нии обязанностей между должностными лицами, можно считать зако­нодательством! Очевидно, под «внутренними документами биржи, при­нятыми в соответствии с законодательством», понимаются такие, ко­торые прямо предусмотрены Законом о товарных биржах, а именно, ее учредительные документы, правила биржевой торговли и положение о биржевой арбитражной комиссии. Как раз они-то и имеют «внешнее» действие.

Отношения, связанные с деятельностью бирж труда, фондовых и валютных бирж, а также фондовых и валютных секций (отделов, отде­лений) товарных, товарно-фондовых и универсальных бирж, Законом не регулируются (ч. 2 ст. 1). Деятельность фондовых секций (отделов) на товарных биржах регламентируется Положением о выпуске и обра­щении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным по­становлением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 г. № 78[3] В соответствии с этим Положением фондовые биржи должны осуществлять свою деятельность как исключительную (п. 55). Таким образом, соз­дать в рамках фондовой биржи товарный отдел невозможно.

Понятие о бирже

«Под товарной биржей[4] понимается организация с правами юри­дического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и ре­гулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных пуб­личных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в опреде­ленное время по установленным ею правилам» (ст. 2 Закона о товар­ных биржах). Из этого определения можно вычленить несколько при­знаков биржи. Биржа — это субъект, во-первых, формирующий опто­вый рынок, во-вторых, занимающийся организацией и регулированием биржевой торговли, т. е. гласных публичных торгов в заранее опреде­ленном месте и в определенное время по установленным биржей пра­вилам и, в-третьих, пользующийся правами юридического лица. Для приведенного определения характерно сочетание экономических и юри­дических признаков с отчетливым уклоном в сторону первых. С них-то и нужно начать.

Торговля в экономическом смысле[5] является посредствующим звеном[6] между производством (изготовлением) товаров и их потреблением (производительным и личным) и в этом качестве бывает оптовой и розничной. Биржа занимается оптовой торговлей, обычно в пределах круп­ного и среднего опта. Современный этап развития биржевого дела ха­рактеризуется ведением на некоторых биржах мелкооптовой, а подчас и розничной торговли. Определение биржи как организации, формиру­ющей оптовый рынок, не исключает ведения ею розничной торговли: всегда можно сказать, что оптовый рынок вырастает из розничного, поэтому формировать первый можно только с использованием второго. Но фиксировать характеристику биржевой торговли в качестве оптовой нет необходимости. Это чисто экономический признак, не играющий при определении биржи значительной роли. Розничная торговля не свойственна для биржи: с появлением на рынке торговых деятелей но­вых типов она отомрет. Этот процесс уже начался.

Ключевую роль в легальном определении товарной биржи играет понятие «биржевая торговля». Торговля в широком смысле включает реализацию товара от своего имени и за свой счет (торговля в узком смысле), от чужого имени или за чужой счет (посредничество) и об­служивание торговли в узком смысле и посредничества. Последнюю функцию выполняет, в частности, и биржа, которая сама не занима­ется ни торговлей, ни посредничеством[7]. Когда говорят о биржевой тор­говле, под ней понимают либо торговлю в широком смысле, либо тор­говлю в узком смысле и посредничество, которыми занимаются дейст­вующие на бирже субъекты. Не случайно Закон использует словосоче­тание «организация и регулирование биржевой торговли». Правда, та­кая формулировка в силу своей незавершенности позволяет сделать и противоположный вывод, а именно, что и сама биржа занимается бир­жевой торговлей, а не только ее организацией и регулированием. После­дующие положения, например, п. 3 ст. 7 Закона, опровергают подобное суждение. Отсюда легальное определение товарной биржи нуждается в следующем уточнении: биржа занимается организацией и регулиро­ванием биржевой торговли, которую ведут члены биржи и иные лица, допущенные в установленном порядке к торгам. Но это будет определе­ние «idem per idem», если не расшифровать, хотя бы в самых общих чертах, понятие такой торговли.

Биржа является юридическим лицом корпоративного типа, союзом лиц, основанным на членстве. Все правила действующего законода­тельства о юридических лицах применяются к товарным биржам с уче­том специфики, предусмотренной Законом. Биржа, как и всякая корпо­рация, должна быть признана собственником принадлежащего ей иму­щества.

В итоге можно дать следующее определение: товарная биржа — это юридическое лицо, занимающееся организацией и регулированием бир­жевой торговли, т. е. гласного публичного торга биржевыми товарами, проводимого между членами биржи и иными лицами, допущенными в установленном порядке к торгам, в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.

Более подробно понятия биржевой торговли и биржевого товара рассмотрены ниже.

Биржа и иные торгующие субъекты

В торговле задействовано множество самостоятельных субъектов (физических лиц и юридических лиц различных организационно-пра­вовых форм) со своими функциями. Биржа среди них занимает далеко не последнее место.

От субъектов, занимающихся торговлей в узком смысле слова (про­изводителей, реализующих свой товар, оптовых и розничных торговцев, одним словом, дилеров[8]), биржа отличается тем, что не ведет торговли (как деятельности с целью извлечения прибыли) от своего имени и за свой счет. Разумеется, это не касается купли-продажи самой биржей принадлежащего ей имущества, без чего не может обойтись ни один хозяйствующий субъект гражданского права. Но такая купля-продажа не может быть систематической и не должна быть направлена на из­влечение прибыли.

В отличие от посредников (поверенных, комиссионеров, т. е. броке­ров) биржа не ведет торговли ни за чужой счет, ни от чужого имени. Посредники сами прибегают к помощи биржи для заключения сделок.

Дилеры и брокеры могут быть физическими лицами, что немысли­мо для биржи.

Биржа не является единственным субъектом, обслуживающим тор­говлю и посредничество. Существуют различные транспортные, экспе­диторские, страховые и иные организации. В отличие от них связь бир­жи с торговлей и посредничеством самая прямая и непосредственная. Биржевые торговые сделки заключаются при непременном участии бир­жи. Существо услуги, которую оказывает биржа, состоит в организации и проведении торгов, где и заключаются соответствующие сделки. Ра­зумеется, последние могут быть заключены и вне биржи, но к ним она уже не будет иметь никакого отношения (исчезнет функция обслужива­ния). Подавляющее же большинство обслуживающих торговлю и по­средничество субъектов действуют на основании договоров, которые за­ключаются по усмотрению торговца (посредника). Последний может и сам выполнять те или иные функции обслуживающих его (вспомога­тельных) организаций. Но он никогда не сможет превратить свои сдел­ки в биржевые без участия самой биржи.

Труднее всего провести грань между биржей и аукционом, когда тот лишь обслуживает торговлю, которая ведется участниками аукцио­на. В принципе, все признаки, которые были выделены в легальном определении биржи, присущи и аукциону. Ведь это определение рассчи­тано на такую биржу, которая торгует реальным товаром. На Западе для биржи характерен определенный способ публичного торга (усредне­ние), который, в отличие от аукциона, не строится по принципу наивыс­шей предложенной цены. Поскольку наши биржи торгуют главным об­разом реальным товаром, принцип определения цены на них не может быть отличным от аукционного. Поэтому сейчас граница между аукци­оном и биржей проходит только по объектам (на аукцион могут вы­ставляться недвижимость, произведения искусства и иные уникальные вещи и очень редки оптовые партии товара) и участникам торга (на аукционах обычно нет членства).

Интересно также провести границу между биржей и торговым до­мом. В начале 1992 г., когда экономические условия для деятельности бирж стали неблагоприятными, со всей очевидностью возникла про­блема перенасыщенности нашего хозяйства этими коммерческими структурами. В качестве одного из возможных путей эволюции бирж стали рассматривать их превращение в торговые дома. Последние вправе самостоятельно заниматься торговлей и посредничеством, что позволит восполнить недостаток собственных доходов, который в по­следнее время был типичен для большинства небольших бирж. В то же время нет никаких препятствий проведению торгов, но уже в рамках торгового дома между его членами. Единственное ограничение, кото­рое существует, состоит в невозможности называть такие торги бир­жевыми, а сам торговый дом — биржей (ст. 5 Закона о товарных бир­жах). Но вряд ли можно считать проведение торгов между своими чле­нами основной задачей торгового дома. Он предназначен для закупок крупнооптовых партий товаров и последующего распределения их ме­жду членами торгового дома по умеренным ценам.

Специальная правоспособность биржи

Правоспособность всякого юридического лица в РФ является спе­циальной, однако у биржи она приобретает особый характер. Предмет (сфера) деятельности биржи обрисован в ст. 3 Закона о товарных бир­жах. «Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно свя­занную с организацией и регулированием биржевой торговли, за ис­ключением деятельности, предусмотренной пунктами 2 и 3» статьи 3 Закона. Это правило сочетает два способа определения предмета дея­тельности биржи, во-первых, критерий непосредственности связи того или иного направления деятельности с организацией и регулированием биржевой торговли и, во-вторых, отсутствие исключений, предусмотрен­ных действующим законодательством. Понятие биржевой торговли в Законе дано. Достаточно лишь воспользоваться им. Гораздо сложнее определить, какой вид деятельности непосредственно связан с органи­зацией и регулированием биржевой торговли, а какой — нет. Как быть, например, со школой брокеров или биржевым культурным центром? Эти структуры, конечно, связаны с биржевой торговлей, но насколько тесно.. . сказать трудно. В подобных условиях целесообразно исходить из презумпции непосредственности связи того или иного вида деятель­ности, которую ведет биржа, с организацией и регулированием бирже­вой торговли, если только речь не идет о таких направлениях, которые прямо исключены из предмета деятельности биржи.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о товарных биржах биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную дея­тельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой тор­говли. Данное ограничение не распространяется на юридическое или физическое лицо, являющееся членом биржи. Как объяснить это пра­вило? В нем, по крайней мере в существующей редакции, нет необхо­димости. Если биржа может заниматься только тем, что непосредствен­но связано с организацией и регулированием биржевой торговли, зачем повторять, что есть еще какие-то виды деятельности, которыми нель­зя заниматься, если нет такой связи. Правило, предусмотренное п. 1 ст. 3 Закона о товарных биржах, по объему является более широким, чем норма п. 2. Возникновение последней имело бы смысл только в одном случае: если бы бирже запрещалось заниматься торговлей и по­средничеством; даже связанными с организацией и регулированием биржевой торговли, за исключением единичных случаев скупки и про­дажи имущества, представляющего материальную основу работы бир­жи, без цели извлечения прибыли. Но Закон подобного правила не со­держит.

Между тем его обоснование не представляет особого труда. Ведь всякая торговля (равно как и посредничество) — высококонкурентная отрасль. Но если биржа как корпорация торговцев (посредников) мо­жет сама и заниматься торговлей (посредничеством), и устанавливать правила торговли для других, велик риск того, что при выполнении последних действий она не забудет о себе в ущерб свободе конкурен­ции. Поэтому-то для биржи запрет заниматься торговлей и посредни­чеством в целях извлечения прибыли — надежная гарантия прав чле­нов биржи по ведению бизнеса.

Биржевая торговля и посредничество самой биржей осуществляться не могут. Это прерогатива ее членов. Подобные правила подтверж­даются как легальным определением биржи, которое дано выше, так и п. 3 ст. 7 Закона, в соответствии с которым биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Следовательно, биржа не впра­ве заключать биржевые сделки и выступать в качестве их участника. Но это вовсе не означает, что бирже запрещено вступать в договорные отношения со своими членами. Ведь в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона биржа в лице клирингового центра уполномочена заниматься страхо­ванием и кредитованием участников фьючерсных и опционных сделок. Биржа также может быть участником торговых и посреднических вне­биржевых сделок, непосредственно связанных с организацией и регули­рованием биржевой торговли.

Специфика предмета деятельности биржи состоит в том, что она, в отличие от большинства других юридических лиц, лишена полной сво­боды выбора направлений деятельности. Раз она назвалась биржей, нужно придерживаться установленных правил относительно предмета ее деятельности.

К исключениям из общего правила о специальной правоспособно­сти биржи отнесен и п. 3 ст. 3 Закона, однако последний касается ско­рее полномочий, чем направлений деятельности биржи.

Полномочия биржи

Наряду с направлениями деятельности юридического лица нужно выделять предоставленные ему полномочия. Если направления (пред­мет деятельности) указывают, в какой отрасли бизнеса может дейст­вовать юридическое лицо, то полномочия закрепляют те правовые сред­ства, которые предоставлены субъекту гражданского права в рамках его специальной правоспособности (предмета деятельности). Эти пол­номочия — не субъективные права, а абстрактные возможности иметь последние, т. е. элементы правоспособности.

Если бы юридическому лицу любой организационно-правовой фор­мы было разрешено все, то полномочия можно было бы определить, как возможность приобретать любые гражданские права (заключать любые сделки) и принимать на себя любые обязанности. Однако объем пол­номочий у разных видов юридических лиц неодинаков, что и позволяет выделить такое понятие. Вместе с тем существует определенный набор полномочий, который принадлежит всякому юридическому лицу. Он не нуждается в анализе. Следует показать только, какова специфика пре­дусмотренных Законом полномочий биржи.

Бирже принадлежат следующие полномочия:

  1. утверждать собственные правила торговли, положения о бир­жевой арбитражной комиссии и иные локальные нормативные акты, обязательные для торгующих на бирже (п. 1 ст. 2);
  2. заключать сделки во внутреннем и внешнеторговом обороте в соответствии с предметом деятельности биржи при соблюдении запрета экспорта и импорта товаров, предназначенных для выставления на биржевые торги (ст. 31);
  3. свободно определять величину отчислений в свою пользу от ко­миссионных (но не самих комиссионных или гонораров поверенного), получаемых биржевыми посредниками, а также размеры сборов, тари­фов и других платежей, взимаемых с участников торгов за услуги бир­жи (п. 1 ст. 29);
  4. регламентировать взаимоотношения биржевых посредников со своими клиентами, применять санкции за нарушение установленных биржей правил в этой сфере (п. 2 ст. 25);
  5. в случае если клиринговый центр не пользуется правами юри­дического лица определять виды, размеры и порядок взимания взносов (марж), гарантирующих исполнение форвардных, фьючерсных и опционных сделок и возмещение ущерба в случае их неисполнения (п. 3 ст. 28);
  6. устанавливать меры по контролю над процессом ценообразо­вания в целях недопущения резкого дневного повышения или пониже­ния уровня цен, их искусственного завышения или занижения, сговора или распространения ложных слухов с целью воздействия на цены (ст. 18). При этом бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар (п. 2 ст. 29);
  7. создавать (иметь) филиалы и другие обособленные подразделе­ния, не имеющие прав юридического лица (п. 2 ст. 2 Закона). Таким подразделением может быть и клиринговый центр (ст. 28);
  8. в соответствии со своим предметом деятельности учреждать юридические лица (в том числе биржевые союзы, ассоциации или иные объединения) или участвовать в них на правах члена. Биржа не впра­ве осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции юридических лиц, если последние не ставят целью осуществление деятельности, под­падающей под специальную правоспособность биржи (п. 3 ст. 3). Объ­единения бирж могут создаваться в целях проведения совместных тор­гов (п. 1 ст. 4) при условии соблюдения антимонопольного законода­тельства;
  9. самостоятельно применять штрафы за нарушение устава биржи, правил биржевой торговли и иных локальных нормативных актов бир­жи (п. 1 ст. 29);
  10. передавать споры, возникающие между участниками биржевой торговли, на рассмотрение биржевой арбитражной комиссии (ст. 30). Ясно, что часть приведенных полномочий a priori закреплена за биржей не в силу договора, а по прямому указанию Закона.

Является ли биржа коммерсантом?

Ответ на этот вопрос зависит от определения характера деятельно­сти бирж, от того, преследуют они цель извлечения прибыли или нет. В Законе о товарных биржах нигде не говорится, что они находятся на полном хозрасчете, самофинансировании или самоокупаемости. Тот же факт, что они обслуживают торговлю и посредничество, сам по се­бе еще ни о чем не говорит. Ведь существуют организации, занимаю­щиеся подобным обслуживанием, но не преследующие цели извлечения прибыли. Поэтому нужно исследовать структуру доходов и расходов бирж.

Большинство существующих в настоящее время бирж не могут обеспечить простой самоокупаемости, хотя наиболее мощные среди них даже извлекают прибыль. За счет чего? Биржи вправе получать доход от собственной коммерческой деятельности в соответствии с ее пред­метом, а именно за счет:

  • разовых сборов за рассмотрение заявления о приеме в члены биржи;
  • сборов с постоянных и разовых посетителей за право торговли на бирже (взносы членов в уставный капитал или членские (паевые) взносы к собственному доходу биржи не относятся);
  • платы за регистрацию (оформление) биржевых сделок (регист­рационного сбора с продавцов, покупателей или и с первых, и со вто­рых), а также отчислений от комиссионных (гонораров) биржевых по­средников;
  • платы (сборов, тарифов) за информационные и иные услуги, оказываемые биржей участникам торгов;
  • сборов за проведение экспертизы качества реальных товаров, продаваемых на бирже;
  • процентов за кредит, оказываемый участникам форвардных, фьючерсных и опционных сделок, и платы за страхование биржей рис­ков этих участников (за гарантии биржи);
  • доходов (дивидендов, процентов) по вкладам (акциям, облига­циям и иным ценным бумагам), осуществляемым (приобретаемым) в соответствии с предметом деятельности биржи;
  • санкций (неустоек, штрафов, пени), применяемых к нарушите­лям устава биржи, правил биржевой торговли и иных локальных нор­мативных актов биржи;
  • доходов от иных видов деятельности биржи.

Приведенный перечень доходов биржи достаточно полный, однако вряд ли исчерпывающий. Этот вывод подтверждается и п. 13 ст. 2 Закона Р Ф «О налоге на прибыль предприятий и организаций»[9], специ­ально рассчитанным на биржи.

Тот факт, что законодатель допускает наличие у бирж прибыли, подтверждает признание их коммерсантами (лицами, преследующими цель извлечения прибыли). Если же обратиться к ставке налога на прибыль бирж — 45% валовой прибыли по сравнению с обычной в 32% (ст. 5 Закона о налоге на прибыль), — может сложиться впечат­ление, что биржи — наиболее прибыльные организации. На деле это не так.

Предмет деятельности биржи по Закону о товарных биржах по­строен таким образом, чтобы основные доходы могли извлекать торгую­щие на бирже, а не она сама. Следовательно, достаточно трудно (если вообще возможно) организовать деятельность биржи так, чтобы полу­чить прибыль. Не случайно в ч. 2 п. 55 Положения о выпуске и обра­щении ценных бумаг и фондовых биржах появилось следующее поло­жение: «Фондовая биржа является некоммерческой организацией/не преследует цели получения собственной прибыли, основана на само­окупаемости и не выплачивает доходов от своей деятельности своим членам». Правда, оно не согласуется с Законом о налоге на прибыль, который исходит из допустимости извлечения прибыли любой биржей, в том числе и фондовой (см. п. 13 ст. 2). К тому же по Закону о товар­ных биржах (п. 3 ст. 14) членство на бирже дает право получать ди­виденды, если это предусмотрено учредительными документами. А ди­виденды могут выплачиваться лишь за счет чистой прибыли.

И все-таки признание биржи некоммерческой организацией наибо­лее логично. Хотя понятие некоммерческой организации в законода­тельстве пока отсутствует, о ней можно сказать следующее. Некоммер­ческими могут быть как организации, занимающиеся предприниматель­ской деятельностью, но не получающие прибыли, так и общественные объединения (благотворительные фонды), которым запрещено зани­маться бизнесом. Первые могут не быть самоокупаемыми: тогда часть их расходов должна покрываться за счет взносов участников. Именно к ним и нужно относить товарные биржи, разумеется с предоставлени­ем последним значительных налоговых льгот.

Организационно-правовая форма биржи

Организационно-правовая форма биржи Законом не определена, если только не считать такой формой саму биржу. А для этого есть определенные основания. Столь же детально, как для бирж, признаки юридического лица расшифрованы только применительно к акционер­ным обществам. Поэтому нет никаких препятствий к тому, чтобы заре­гистрировать биржу как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Однако практика идет по иному пути. Бир­жи создаются в различных организационно-правовых формах, предус­мотренных законодательством. Насколько это удобно?

Поскольку биржа по своему определению является юридическим лицом, покоящимся на членстве (корпорацией), она не может быть соз­дана в форме предприятия или учреждения, созданного (финансируе­мого) собственником (индивидуальное или семейное, государственное или муниципальное предприятие, бюджетное учреждение). Невозмож­но существование биржи и в организационно-правовой форме полного товарищества или иного товарищеского соединения, лишенного прав юридического лица. Таким образом, для биржи пока возможно исполь­зование лишь таких форм, как смешанное (коммандитное) товарище­ство, товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное об­щество (закрытого или открытого типа), объединение предприятий[10].

Биржа может быть создана в форме смешанного (коммандитного) товарищества, и в практике есть такие примеры (Международная бир­жа в Москве). В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 10 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности смешанное товарищество включа­ет действительных членов (комплементариев) и членов-вкладчиков (коммандитистов). Действительные члены несут полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имущест­вом. Вкладчики же несут ответственность по таким обязательствам лишь в пределах вклада в имущество товарищества. Отсюда различие между комплементариями и коммандитистами в правах участия в при­былях и в управлении смешанным товариществом, а также в иных пра­вах. Это различие в рамках коммандитного товарищества неустранимо. Между тем особые права за отдельными членами биржи (ее первона­чальными учредителями) могут закрепляться только на срок не более трех лет (п. 9 ст. 14 Закона). Следовательно, по истечении указанного срока права всех членов биржи должны стать одинаковыми, что невоз­можно в смешанном товариществе. Нужно ли создавать биржу в этой организационно-правовой форме, если ее через три года придется ме­нять?

Чаще всего биржи создаются в форме товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. В самом деле, эти формы наиболее пригодны для бирж. Объем прав их членов находится в жест­кой зависимости от величины вклада в уставный капитал (номиналь­ной стоимости и категории акций). Вклады (акции) могут передаваться от одного лица к другому, что соответствует принципу подвижности состава участников биржевой торговли. В то же время биржу вряд ли можно безоговорочно отнести к акционерным обществам. В соответст­вии с п. 4 ст. 14 Закона о товарных биржах членство на бирже под­тверждается «соответствующим свидетельством», об акциях же бирж Закон умалчивает, хотя и содержит ссылку на дивиденды (п. 3 ст. 14), а не на проценты. Свидетельство о членстве уместно скорее в товари­ществе с ограниченной ответственностью. Но последнее также не впол­не совместимо с биржей. Товарищество с ограниченной ответственно­стью обычно относят к числу договорных, а не уставных юридических лиц. Между тем в Законе о товарных биржах нет ни одной ссылки на учредительный договор, тогда как анализ ст. 17, касающейся содержа­ния устава биржи, позволяет сделать вывод о том, что перечисление членов биржи в ее уставе необязательно. А это свойство характерно, скорее, для акционерного общества открытого типа.

В итоге можно сделать вывод о том, что биржа как юридическое лицо находится где-то посередине между товариществом с ограничен­ной ответственностью и акционерным обществом закрытого типа. По­этому при подготовке учредительных документов биржи можно пользо­ваться конструкциями, созданными как для первого, так и для второго типа.

Создание биржи в организационно-правовой форме объединения— наименее удачный вариант, хотя и он присутствовал в нашей биржевой практике (до недавнего времени Товарно-фондовая биржа «Санкт-Пе­тербург» существовала в форме объединения). Основные недостатки модели объединения — неразработанность этой разновидности юриди­ческого лица в законодательстве и невозможность для физического ли­ца быть его членом. Учредительные документы объединения так или иначе насыщены правилами, касающимися товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. В ст. 13 Закона о пред­приятиях и предпринимательской деятельности речь идет об «объеди­нениях предприятий», а не предприятий и предпринимателей, тогда как в силу ст. 11 и 14 Закона о товарных биржах учредителями (членами) биржи могут быть и физические лица.

Проведенный анализ организационно-правовых форм, используе­мых для учреждения биржи, показывает, что ни одна из них не может быть безоговорочно принята. Закон о товарных биржах не рассчитан на какую-то одну форму предприятия, предусмотренную Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности. Не проще ли созда­вать биржу просто как биржу на основании Закона, пользуясь при этом конструкциями, опробованными на товариществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах?

Учреждение биржи

Процедура создания биржи практически не отличается от проце­дуры создания иного юридического лица корпоративного типа. Иници­ативная группа будущих учредителей, в роли которых могут выступать как физические, так и юридические лица, готовит учредительные доку­менты биржи. Эти документы утверждаются на собрании учредителей и представляются в органы, занимающиеся государственной регистра­цией.

В п. 2 ст. 11 Закона приводится перечень субъектов, которые не могут участвовать в учреждении товарной биржи. Среди них:

  • высшие и местные органы государственной власти и управления (в целях устранения монополистических тенденций на биржах);
  • банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций;
  • страховые и инвестиционные компании и фонды;
  • общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;
  • физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Поскольку учредитель является также членом биржи (хотя иногда с особыми правами, предоставляе­мыми на срок не более трех лет), интересно сравнить этот перечень с тем, который приведен в п. 2 ст. 14 Закона, где речь идет о тех, кто не может быть членом товарной биржи. Членами биржи, в дополнение к перечисленным выше субъектам, не могут быть:
  • служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;
  • предприятия, учреждения и организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и дру­гих обособленных подразделений) являются служащими данной биржи. В то же время в перечне лиц, которые не могут быть членами биржи, не упомянуты страховые и инвестиционные компании и фонды. Что же касается банков и иных кредитных учреждений, то им дозволяется быть членами фондовых и валютных секций товарных бирж.

С чем связаны эти различия? На стадии учреждения биржи она еще не имеет своих собственных служащих. Что же касается служа­щих других бирж, то им, по-видимому, разрешено участвовать в учреж­дении биржи с тем, чтобы впоследствии покинуть службу на другой бирже. Страховые и инвестиционные компании и фонды не могут быть учредителями биржи, но стать ее членами впоследствии Закон им не запрещает.

Примечания:

[1] В дальнейшем — «РФ».

[2] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Р Ф. 1992. № 18. Ст. 961 (в дальнейшем — «Закон о товарных биржах» или просто «Закон»).

[3] Экономика и жизнь. 1992. № 5.

[4] Товарные биржи в дальнейшем будут именоваться биржами; если в процессе изложения речь пойдет об иных разновидностях бирж, это специально оговаривается.

[5] Торговля в таком качестве является посредничеством в широком смысле этого слова. Однако в дальнейшем термин «посредничество» будет использоваться в узком смысле этого слова, закрепленном действующим законодательством (допустим, о на­логообложении), а именно как деятельность от чужого имени или за чужой счет (на основе договоров поручения и комиссии).

[6] Понятие торговли здесь используется в более узком смысле, чем при выде­лении торгового (коммерческого, предпринимательского) права. Последнее (в упро­щенном понимании) регулирует всякую деятельность, направленную на извлечение прибыли, в том числе и производство.

[7] Когда используется словосочетание «торговля и посредничество», всегда име­ется в виду торговля в узком смысле этого слова.

[8] От английского слова «dealer» — торговец.

[9] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Р Ф. 1992. № И. Ст. 525 (в дальнейшем — Закон о налоге на прибыль).

[10] См. ст. 10—13 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской дея­тельности» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418 (в дальнейшем — Закон о предприятиях и предприни­мательской деятельности). В настоящее время этот закон перерабатывается.

Читать часть II

Скачать файл: