Недавно принятый
Закон определяет правовое положение объединений работодателей как отдельной разновидности некоммерческих организаций. Согласно п. 3 ст. 50 ГК юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных не только ГК, но и иными законами. Закон об объединениях предпринимателей как раз и является таким актом, который вводит новую организационно-правовую форму — объединение предпринимателей. Посмотрим, какими же особенностями характеризуется эта форма по сравнению с уже имеющимися.
Объединение работодателей — это основанная на членстве работодателей некоммерческая организация (п. 1 ст. 3 Закона). Само понятие работодателя в Законе отсутствует, однако оно легко может быть выведено из норм Трудового кодекса РФ. Работодатель — эта та сторона трудового договора, которая противостоит работнику. В качестве работодателей могут выступать, следовательно, и физические, и юридические лица любых организационно-правовых форм. Ограничения по кругу членов в этой сфере практически отсутствуют, ведь нанимать работников теперь может практически любой субъект права.
По названному выше признаку объединения предпринимателей могут быть отграничены от таких членских объединений как общественные и религиозные организации (объединения), круг участников которых сведен законом к гражданам и некоторым разновидностям юридических лиц. Это тем более актуально, поскольку ранее объединения предпринимателей создавались в форме общественных объединений. Цели деятельности последних до сих пор включают и те, ради которых теперь создаются объединения предпринимателей. Данное обстоятельно осложняет разграничение объединений работодателей и общественных объединений, особенно если учесть, что согласно п. 2 ст. 1 Закона его действие распространяется на все объединения работодателей, осуществляющие деятельность на территории РФ.
Объединением работодателей может быть признано любое общественное объединение (в том числе объединение предпринимателей), провозглашающее цель проведения переговоров с профсоюзами, заключения коллективных соглашений или защиты интересов предпринимателей в их взаимоотношениях с работниками. Видимо, под объединения работодателей могут быть подведены и иные некоммерческие организации, преследующие цели, указанные выше. Так что расплывчатость Закона может изрядно «попортить» жизнь многим предпринимательским организациям — ассоциациям, некоммерческим партнерствам, торгово-промышленным палатам
Конституция РФ предоставляет право на объединение в равной мере как работникам, так и работодателям. Создание объединения работодателей и членство в нем сугубо добровольно, для него не требуется никакого — ни предварительного, ни последующего — разрешения государственных или муниципальных органов. Работодатели могут свободно вступать в объединения и выходить из них (п. 1 ст. 5 Закона), а также самостоятельно определять цели, виды и направления своей деятельности в рамках объединений (п. 2 ст. 5 Закона). Закон закрепляет принцип независимости объединений в своей деятельности и не допускает вмешательства в нее со стороны государственных и муниципальных органов, а также профсоюзов.
В объединениях работодателей могут участвовать как сами работодатели, так и другие объединения работодателей. Число учредителей не может быть менее двух (п. 1 ст. 10 Закона). Объединение создается на основании решения учредителей и приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации. Основным и единственным учредительным документом объединения является его устав,
Объединение работодателей основано на членстве, причем каждый член имеет равные права, а при голосовании — один голос. Членские права носят неимущественный характер и сводятся преимущественно к праву на участие в управлении объединением, праву на информацию и праву на помощь и защиту объединения (ст. 7 Закона). Имущественных прав члены объединения, по общему правилу, не имеют. Члены объединения при выходе из него не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединению имущество, в том числе на членские взносы, если иное не предусмотрено уставом (п. 2 ст. 16 Закона). Следовательно, некоторые имущественные права членов объединения могут быть предусмотрены уставом. И здесь главное, чтобы у членов объединения не было права на получение доли прибыли от его деятельности, иначе такое объединение должно быть создано в форме коммерческой организации.
Объединение является собственником имущества, переданного ему в качестве членских взносов или полученного за счет иной разрешенной объединению деятельности. Круг объектов, которые могут находиться в собственности объединения, специально Законом не ограничивается. Объединение не отвечает своим имуществом по обязательствам членов (п. 3 ст. 16 Закона). Напротив, члены при определенных обстоятельствах могут отвечать по обязательствам объединения, если такие обязательства вытекают из соглашений, заключенных им в соответствии с действующим законодательством (ст. 9 Закона).
Речь идет о коллективных соглашениях, которые заключаются в рамках социального партнерства с профсоюзными, государственными и иными организациями. Причем входящий в объединение член принимает на себя ответственность, вытекающую из имеющихся соглашений, а выходящий — продолжает подобную ответственность нести (правда, лишь в отношении соглашений, заключенных в период его пребывания в объединении). Любопытно, что по смыслу Закона члены несут ответственность прямо и непосредственно, а не через объединение, которое, заключая соответствующее соглашение, создает права и обязанности у своих членов.
Органы объединений работодателей Законом не предусмотрены: их наименования и состав должны быть предусмотрены уставом (ст. 12). Однако членский характер объединения позволяет сделать вывод о том, что его высшим органом должно выступать общее собрание членов. Для представления интересов объединения перед третьими лицами должен быть сформирован также и исполнительный орган — коллегиальный или единоличный. В целом структура объединения работодателей может строиться по модели общественного объединения.
Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, отраслевому, межотраслевому или территориально-отраслевому признакам. Они могут быть общероссийскими, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), межрегиональными, межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми), региональными, региональными отраслевыми, территориальными и территориальными отраслевыми (ст. 4 Закона). Для каждой разновидности объединений установлены свои критерии их выделения, однако никаких особенностей регистрации не установлено. Следовательно, при регистрации будет невозможно проверить, соответствует ли объединение работодателей тому названию, которое оно для себя избрало.
Классификация объединений работодателей похожа на классификацию общественных объединений. Поэтому было бы логично, чтобы решение об их регистрации принимали органы юстиции, а вносили в реестр — налоговые органы как регистраторы юридических лиц. Однако Закон об объединениях работодателей не устанавливает особого порядка их регистрации, а отсылает
Объединения работодателей призваны участвовать в социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношениях в целях представительства и защиты прав своих членов. На равных с ними в указанных отношениях участвуют профессиональные союзы, представляющие работников, и органы государственной власти (органы местного самоуправления). Правда, последние — тоже работодатели и их участие в отношениях социального партнерства наравне с объединениями противостоящих друг другу лиц — работодателей и работников — выглядит довольно странно.
Объединение работодателей в порядке, установленном законом, обязано вести коллективные переговоры и заключать соглашения с профессиональными союзами и их объединениями. В этих соглашениях могут закрепляться обязанности объединения и его членов. Собственные обязанности объединение выполняет самостоятельно. Объединение оказывает содействие в исполнении членам их обязанностей, которые последние должны исполнять самостоятельно.
Иными словами, член объединения работодателей может столкнуться с необходимостью выполнять коллективное соглашение, на которое он не давал согласия, оставшись, скажем, в меньшинстве при принятии решения о его заключении. Сам факт членства в объединении, заключившем соглашение, будет означать необходимость его соблюдать, что сделает перспективу участия в крупных объединениях с множеством членов малопривлекательной. Всегда лучше заранее знать, на каких условиях будет заключено коллективное соглашение, чем броситься в «омут неизвестности».
В то же время, мощное объединение работодателей может «выторговать» себе более выгодные условия коллективного соглашения. Так что некрупные работодатели будут заинтересованы в присоединении к нему. Совместить эти крайности можно, если, скажем, предусматривать в коллективных соглашениях возможность их распространения на новых членов лишь с согласия последних. Однако подобная оговорка не вполне вписывается в действующее законодательство.
Захотят ли предприниматели создавать объединения работодателей? Те из них, кто уже имеет проблемы с профсоюзами, в создании таких объединений, если они станут действительно крупными, явно будут заинтересованы. Для тех же, кого пока не затронула профсоюзная борьба, смысла участвовать в объединениях работодателей нет. Напротив, если они уже участвуют в каких-либо объединениях, ассоциациях и союзах (необязательно работодателей!), им нужно внимательно изучить учредительные документы, чтобы выяснить, не может ли на подобные юридические лица быть распространен Закон об объединениях работодателей. Иначе в один прекрасный день им придется столкнуться с коллективным соглашением, которое они не обсуждали и о заключении которого их не известили. Вот так!
- 09 декабря 2002 в 15:39
- 2030
- Иванов Антон Александрович