Договор перевозки / Публикации Balfort / Сайт Антона Иванова

Договор перевозки

Обязательственное право, Книги

Витрянский В. В.
М.: Статут, 2001

Книга В. В. Витрянского является наиболее полным исследованием договора перевозки за последние годы. Скорее всего, она станет частью третьего тома получившего широкую известность в России курса «Договорное право». Книга написана доступным языком и касается большинства спорных теоретических и практических аспектов транспортного законодательства. Эти проблемы знакомы В. В. Витрянскому не понаслышке.

Транспортное права России довольно долго было уделом узкого круга профессионалов, хотя касалось практически всех юристов. Причиной тому было, скорее всего, то обстоятельство, что его основными источниками на протяжении десятилетий были подзаконные акты. Сейчас ситуация изменилась и это придает книге В. В. Витрянского особую значимость.

Цель книги

Основная цель книги — провести комплексное исследование транспортного законодательства. Потребность в таком анализе обусловливается принятием в течение последних пяти лет новых транспортных уставов и кодексов, содержащих значительное число новелл, которые требуют качественного доктринального толкования, особенно в свете недавно принятого Гражданского кодекса.

Удобство для пользователя

Книга содержит подробное оглавление, которое позволяет достаточно легко найти раздел, где может содержаться ответ на интересующий читателя вопрос. Соответственно, практическим работникам нет необходимости читать всю работу для того, чтобы разобраться в отдельных проблемах. Это тем более важно, поскольку объем работы составляет более 500 страниц. Учитывая подобный объем, найдется не так много читателей, которые смогут прочитать ее от начала до конца.

Структура книги

Книга состоит из 9 глав.

  • Глава I. Договор перевозки по дореволюционному российскому гражданскому праву.
  • Глава II. Договор перевозки по советскому гражданскому праву.
  • Глава III. Гражданский кодекс РФ и транспортное законодательство.
  • Глава IV. Общие положения о договоре перевозки.
  • Глава V. Договор перевозки пассажира.
  • Глава VI. Договор об организации перевозок грузов.
  • Глава VII. Обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке.
  • Глава VIII. Договор перевозки конкретного груза.
  • Глава IX. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.

Нельзя сказать, что содержание книги основано на едином классификационном критерии. Очевидно, что в данном случае практические соображения перевесили ценность научной систематизации.

Однако материал подобран удачно. Особенно подкупает то, что автору удалось рассмотреть в отдельных главах соответствующие вопросы, касающиеся всех отраслей транспорта: железнодорожного, речного, воздушного, морского, автомобильного. В. В. Витрянский смог выделить те моменты, которые объединяют отдельные разновидности договоров перевозки вне зависимости от вида транспорта. В связи с этим отдельные институты транспортного законодательства воспринимаются как не разрозненные, а взаимосвязанные элементы цельной системы. Это существенно помогает читателю в уяснении излагаемого материала.

Достоинства книги

Несомненным достоинством книги является ее комплексный характер. Не секрет, что большинство работ по транспортному праву посвящено договорам морской и особенно железнодорожной перевозки. Напротив, в работе В. В. Витрянского значительное внимание уделено также перевозкам воздушным и речным транспортом.

В работе достаточно подробно освещены основные точки зрения по всем дискуссионным вопросам транспортного права. В связи с этим книга может служить хорошим подспорьем не только для студентов, но и для аспирантов, углубленно изучающих науку гражданского права.

Недостатки книги

Недостатком книги, который в то же время, возможно, составляет ее достоинство, является излишнее внимание автора к дореволюционному и советскому законодательству, посвященному договору перевозки. Иногда складывается впечатление, что автор стремился, во-первых, сделать книгу более солидной по объему, а во-вторых, использовать накопленный материал по старому законодательству, который ему жалко было складывать в архив. К данным разделам, очевидно, будет обращаться меньшинство читателей.

Цена и тираж книги

Тираж книги составляет 5000 экземпляров, что достаточно для столь специальной работы. В то же время цена ее является слишком высокой, превышая стоимость большинства учебников (причем хороших) по гражданскому праву. Такая цена книги способна отпугнуть многих потенциальных покупателей.