Регистрация юридического лица и его постановка на налоговый учет

Корпоративное право, Новости 2002

При принятии Закона Р Ф «О государственной регистрации юридических лиц» за рамками остались вопросы постановки вновь созданных юридических лиц на налоговый учет. Но в тот момент еще было неизвестно, какой из федеральных органов государственной власти будет заниматься регистрацией юридических лиц. Когда регистрацию передали налоговым органам, возникло довольно странное «удвоение» процедур, осуществляемых в одном и том же органе. Сначала юридическое лицо регистрировали в «одном окне», а точнее, кабинете, а затем ставили на налоговый учет в другом. Причем различались перечни предоставляемых документов: на регистрацию — папочка потоньше, на налоговый учет — потолще. Копии регистрационных документов должны были предоставляться и при налоговом учете, хотя они давно имелись у налоговых органов. Ничего, кроме горечи и разочарования, подобная система не вызывала.

И вот свершилось — Министерство Р Ф по налогам и сборам 6 августа 2002 г. издало приказ № БГ-3−09/426 «О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года» (далее — Приказ МНС от 6 августа 2002 г., зарегистрированный Минюстом Р Ф лишь 3 октября 2002 г.). Теперь вместе с регистрацией нового юридического лица должна осуществляться и его постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения. Кстати, не имеет значения, создано ли юридическое лицо вновь или в процессе реорганизации.

Процедуры государственной регистрации юридического лица и его постановки на налоговый учет совмещены. Это очень удобно. Правда, осталось много неясного, так сказать деталей, в который таится дьявол. А как же быть с перечнями документов? При регистрации подается один перечень, при постановке на налоговый учет всегда требовали другой, причем гораздо более пространный. Достаточно вспомнить постоянные проблемы с так называемыми «юридическими адресами» или, в терминологии Закона о государственной регистрации юридических лиц, местами нахождения юридических лиц. Недоброй традицией постановки на налоговый учет были придирки к подозрительным адресам. А приказы о назначении главного бухгалтера, об учетной политике и т. п. документы, которые в обилии нужно было предоставлять при постановке на налоговый учет? А пресловутое согласование с военкоматом?

В Приказе МНС от 6 августа 2002 г. об этом нет ни слова. Просто сказано, что вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица и комплектом документов, предоставляемым при регистрации, подается также заявление о постановке на учет в налоговом органе. И все! О пакете документов для налогового учета ни слова. Да и как же может быть иначе. Ведь в ст. 83−84 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) идет речь о заявлении о постановке на учет и учредительных документах (и, как там сказано, об иных документах, подтверждающих создание организации). Как бы широко ни трактовались эти документы, но многое из того, что обычно требуют в налоговых органах, к ним не относится. Теперь все учредительные документы (документы, подтверждающие создание организации) у налоговых органов имеются: ведь именно они регистрируют юридическое лицо. В результате постановка на налоговый учет должна осуществляться на основании одного лишь заявления.

Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации (форма N 12−1-1) установлена приказом МНС России «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» от 27.11.1998 г. № ГБ-3−12/309. И вот что любопытно. Заявление подается от имени юридического лица, а до регистрации данный субъект права отсутствует (ст. 51 ГК). Кто же подает заявление? Орган еще не существующего юридического лица? Его учредители? Представитель?

На заявлении должна стоять дата его подачи в налоговый орган. А поскольку заявление о постановке на налоговый учет подается одновременно с регистрационными документами, будущий орган юридического лица полномочий подписать его не имеет. Не приобретает он полномочий и с обратной силой после регистрации юридического лица, как, впрочем, и любой другой представитель. Подобное правило законом попросту не предусмотрено. Что же касается учредителей, то они, хотя и правосубъектны, но не наделены полномочиями представительства перед налоговыми органами. Да и кто их такими полномочиями может наделить? Еще не существующее юридическое лицо? Следовательно, даже если постановка на налоговый учет производится не в день регистрации юридического лица, а на следующий день, то она все равно осуществляется на основании недействительных (не имеющих силы) документов, т. е. вовсе без заявления. За достоверность содержащихся в заявлении сведений при таких обстоятельствах никого нельзя привлекать к ответственности!

Теперь нужно сказать несколько слов о самом заявлении о постановке на налоговый учет. Оно переполнено графами, в которые должны вписываться сведения о зарегистрированном юридическом лице, что было вполне оправданно, когда юридические лица регистрировалась вне налоговых органов. Но теперь все эти сведения уже есть в налоговом органе, который регистрирует то же самое юридическое лицо. Подобное дублирование излишне — и оно устранено. Заполнению теперь подлежат не все графы заявления. В адресной части заявления в наименовании налогового органа указывается налоговый орган, в котором будет осуществлена постановка на учет юридического лица, и проставляется дата подачи заявления в регистрирующий орган. В разделе I заявления заполняются пункты 1 и 2, в разделе II — пункты 1 и 2. Приложения № 1−4 не заполняются. Заявление заверяется подписью лица, подписавшего заявление о государственной регистрации юридического лица с указанием в пункте 6 раздела II его фамилии, имени, отчества.

Упрощение требований к заполнению заявления о постановке на налоговый учет можно лишь приветствовать. Но как быть со ст. 83−84 НК РФ, которые возлагают на налогоплательщиков обязанность предоставлять при постановке на налоговый учет учредительные документы и иные требуемые в соответствии с законодательством документы о создании юридического лица? Может ли прийти к ним на помощь сам налоговый орган. На практике да — и никаких проблем не возникнет. Но с точки зрения юридической чистоты подобная практика вызывает большие сомнения. Особенно странно то, что заявление о постановке на налоговый учет подписывает тот, кто подписал заявление о государственной регистрации юридического лица, хотя у него на это может не быть никаких полномочий. Впрочем, проверять эти полномочия налоговые органы не обязаны. Так что вопрос о действительности заявления о постановке на налоговый учет с повестки дня не снимается.

Как уже было показано выше, многие документы, которые налоговые органы требовали при постановке на учет, не входили в обязательный перечень. И правда, толстый «пакет документов» всегда был «инициативой на местах». Желание облегчить налоговый контроль понятно и объяснимо. И вряд ли что-либо изменится с принятием Приказа МНС от 6 августа 2002 года. Как требовали различные документы, так и будут требовать, как придирались к адресам, так и будут придираться. Но любопытно, что будет делать налоговый орган, когда ему подали пакет документов, необходимый для государственной регистрации юридического лица, а заявление о постановке на налоговый учет подать забыли. Очевидно, отказать в регистрации юридического лица нельзя. Значит, нужно выдать документы, подтверждающие его государственную регистрацию и ждать, пока будет подано заявление о постановке на налоговый учет.

Еще интереснее ситуация, при которой поданы все документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, и заявление о постановке на налоговый учет, но без тех документов, которые требуют незаконно. Здесь уже нельзя отказать ни в государственной регистрации юридического лица, ни в его постановке на налоговый учет. В стремлении добиться своего налоговые органы, конечно же, будут придираться к таким юридическим лицам, пытаться затянуть государственную регистрацию, что сейчас понемногу и происходит. Мало в каком налоговом органе выдерживаются сроки регистрации юридических лиц. Во всяком случае, документы выдают позже установленной законом даты. И тенденция к замедлению регистрации будет нарастать.

Даже совмещение государственной регистрации юридических лиц и их постановки на налоговый учет не обеспечивает регистрации «в одно окно» (за пять дней). Постановка юридических лиц на учет «в фондах» (Пенсионном фонде, Фондах обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и т. п.) осуществляется за пределами государственной регистрации и постановки на налоговый учет. Юридическое лицо по-прежнему лишено возможности открыть расчетный счет и полноценно работать, хотя оно уже зарегистрировано и поставлено на налоговый учет. Никакого разумного объяснения тому, что учет «в фондах» необходим, нет. Ведь налоговые органы четко отслеживают уплату единого социального налога. Но бюрократические традиции живучи. История с «фондами» будет продолжаться еще довольно долго, пока, наконец, не восторжествует здравый смысл. Жаль только жить в эту пору прекрасную…