Видимо, из этого тезиса исходил наш Президент, когда предлагал передать регистрацию юридических лиц налоговым органам. В самом деле, зачем нам две — регистрации — в органах юстиции, как это предусмотрено ст. 51 Гражданского кодекса, и в налоговых органах, во что фактически вылилась постановка на налоговый учет, предусмотренная Налоговым кодексом. И вместо того чтобы упростить постановку на налоговый учет, которая в последнее время превратилась, по сути, в налоговую проверку, предложено упразднить государственную регистрацию в органах юстиции.
Гражданский кодекс России возлагает функции по регистрации юридических лиц на органы юстиции. Правда, до принятия Закона о регистрации юридических лиц сохраняется прежний порядок регистрации, при котором она далеко не во всех субъектах Федерации осуществляется именно органами юстиции. Принятие этого закона многократно откладывалось именно в результате нежелания ряда ведомств и регионов отказываться от тех возможностей влияния на частных лиц, которые дает регистрация.
Выбор разработчиками ГК именно органов юстиции, скорее всего, был обусловлен стремлением в максимальной степени снизить влияние ведомственных интересов на процесс государственной регистрации. Учредители должны быть защищены от необходимости доказывать целесообразность создания ими юридического лица. Если же регистрирующий орган имеет какие-либо иные функции, кроме регистрации, он будет стараться осуществлять их и в процессе регистрации, ущемляя тем самым интересы частных лиц. Неслучайно во многих странах регистрация юридических лиц находится в ведении судебных органов, что обеспечивает независимость от ведомственных влияний.
Что же произойдет при передаче регистрации юридических лиц налоговым органам. Их главная задача — собирать налоги. Для того чтобы облегчить эту задачу, налоговые органы будут всячески усложнять процедуру регистрации. Ведь чем меньше юридических лиц — тем легче им работать. Чтобы упростить налоговый контроль, они будут требовать огромное количество документов, справок, сведений и согласований.
Прекрасный пример тому — современная процедура постановки налогоплательщиков на налоговый учет, которая по сложности и длительности превосходит государственную регистрацию во много раз. Вспомним хотя бы трудности с проверкой местонахождения юридических лиц (так называемых «юридических адресов»), которая часто предполагает предоставление уже подписанных контрактов (а это влечет дополнительные расходы учредителей). Причем если сейчас юридическое лицо считается созданным в момент государственной регистрации и может приобретать права и обязанности до постановки на налоговый учет, при передаче регистрации налоговым органам такая возможность у него появится гораздо позже.
Что же общество получит взамен? Исчезнут так называемые «фирмы-однодневки», которые создаются с целью совершить несколько финансовых операций, а затем прекращают свою деятельность без уплаты налогов? Вряд ли. Причины создания таких фирм более глубоки, чем кажется на первый взгляд, и они лишь в незначительной степени связаны с простотой регистрации юридических лиц. Например, в США процедура создания юридических лиц намного проще, чем в России, а фирм-однодневок там намного меньше. Напротив, введение в России даже самой сложной процедуры регистрации не избавит от неуплаты налогов, тогда как честные налогоплательщики будут терпеть из-за нее многочисленные неудобства.
Пока в России будет столь широк слой маргиналов (пьяниц, бомжей и прочих деклассированных элементов), из него с легкостью можно будет рекрутировать тех, кто готов зарегистрировать на себя юридическое лицо, а затем разбираться с налоговыми органами. Строгость наказания этих лиц не испугает, ведь их жизнь на воле ненамного лучше, чем в тюрьме. Таким образом, проблема фирм-однодневок упирается в честность людей, а, в конечном счете, в существование среднего класса, не желающего идти на налоговые нарушения ради мизерных сумм. Передачей регистрации юридических лиц в налоговые органы эту проблему не решить.
- 28 декабря 2001 в 11:19
- 951
- Иванов Антон Александрович