Может ли министерство распоряжаться движимым имуществом подведомственного учреждения?

Вещное право, Новости 2002

Для современного периода развития правового регулирования в государственном секторе характерна политика «закручивания гаек». Там, где раньше была относительная свобода, ее место занял жесткий регламент. Бесконтрольность сменяется столь жестким принуждением, что последнее теряет смысл и порождает анархию. В результате государственное имущество начинает использоваться из рук вон плохо, что требует ослабления ограничений. В этом смысле любопытен недавно принятый Указ Президента Р Ф от 18 октября 2002 г. № 1205 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий» (далее — Указ № 1205).

Комментируемый Указ достаточно краток. В нем Президент Р Ф соглашается с предложением Правительства Р Ф разрешить некоторым «силовым» министерствам реализовывать морально устаревшее, не используемое по назначению и не нашедшее применения, а также снятое с эксплуатации движимое имущество (далее — движимое имущество), находящееся в оперативном управлении казенных предприятий и учреждений соответствующих министерств.

К числу «силовых» министерств отнесены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации. Как видно, набор министерств достаточно произволен.

По смыслу Указа № 1205 реализовывать движимое имущество будут министерства, тогда как само имущество находится у органов, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему указанных выше министерств, т. е. у юридических лиц, наделенных правом оперативного управления государственным имуществом. Министерства же будут осуществлять контроль за реализацией движимого имущества. Контрольным функциями в этой области наделено также Министерство имущественных отношений РФ (п. 4 Указа 1205).

Согласно п. 2 ст. 296 ГК собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Так что если имущество будет изъято собственником или уполномоченным им органом, то распоряжение возможно. Правда, министерства — не собственники, а Указ № 1205 не признал их органами, уполномоченными собственником. Пока что они простые учреждения.

Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Иными словами, чтобы реализовать такое имущество, его нужно изъять из ведения учреждения и передать собственнику (представителю собственника) для того, чтобы он мог им распорядиться.

Правда, если имущество будет изъято у учреждений и передано их вышестоящим органам (министерствам), то в руках последних оно уже не будет считаться «закрепленным» или «приобретенным за счет средств выделенных по смете». Если министерствам будет предоставлено право реализовать такое имущество, они смогут сделать это, но не от своего имени, а от имени собственника — Российской Федерации. В принципе, такое право распоряжения собственник может предоставить любому лицу, в том числе учреждению, у которого соответствующее имущество было изъято.

Сам Указ № 1205 не предусматривает изъятия движимого имущества у учреждений, о которых идет речь, и передачи его собственнику (уполномоченному собственником органу). Предполагается, что Правительством Р Ф будут разработаны правила высвобождения и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении, а также утверждены перечни этого имущества. Затем пройдет инвентаризация и проверка использования имущества — и начнется его реализация. Причем нигде не сказано, как будет производиться реализация.

Мотивы, лежащие в основе появления Указа № 1205, просты и понятны. У бюджетных учреждений скопилось огромное количество «неликвидного» движимого имущества, распорядиться которым они не вправе, а передавать его органам по управлению государственным имуществом они не хотят или подобная передача лишена всякого экономического смысла (например, когда имуществу место лишь на свалке).

Иными словами, потребности практики обусловили ослабление жестких запретов, которые в свое время были введены для государственных учреждений. И здесь уместно вспомнить о принципе, согласно которому ограничение инициативы во всех случаях — и при социализме, и в условиях рыночной экономики — влечет неэффективность, нарастание застойных явлений и в результате — снятие барьеров.

Вопрос в том, как снять воздвигнутые барьеры аккуратно, без нарушения закона и не причиняя вреда гражданскому обороту. Ведь распоряжаться закрепленным за учреждением имуществом министерство не вправе. Однако если это имущество будет «высвобождено», т. е. формально изъято (с отменой его закрепления), но одновременно собственник (представитель собственника) разрешит министерству реализовать подобное имущество по определенным правилам, и не от имени министерства или учреждения, а от имени собственника, ст. 296 и 298 ГК не будут нарушены.

Таким образом, сейчас все находится в руках Правительства Р Ф — от того, какой порядок реализации имущества оно утвердит, зависит законность всей процедуры реализации, а значит, и гарантии прав приобретателей.