Когда добровольное исполнение хуже принудительного

Гражданский процесс, Новости 2002

9 сентября 2002 г. Правительство Р Ф приняло постановление № 666 (весьма показательное число!) «О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти» (в дальнейшем — Постановление № 666). Этим постановлением со ссылкой на ст. 128 Закона Р Ф «О федеральном бюджете на 2002 год» были утверждены Правила с похожим названием.

Существо Постановления № 666 состоит в определении порядка исполнения Министерством финансов РФ судебных актов о взыскании из казны РФ денежных средств на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо их должностных лиц на основании исполнительных листов.

Перечень документов, предоставляемых в Минфин, на первый взгляд, невелик. В него включаются всего лишь исполнительный лист, копия судебного акта, на основании которого данный лист выдан, и заявление с указанием реквизитов банковского счета. Однако и этот перечень вызывает недоумение.

Для принудительного исполнения согласно ст. 7 Закона Р Ф «Об исполнительном производстве» (в дальнейшем — Закон об исполнительном производстве) достаточно предъявить исполнительный документ, в частности, упоминаемый в нашем случае исполнительный лист. Судебный акт, на основании которого выдан исполнительный лист, предоставлять не нужно. Согласно ст. 8 упомянутого Закона исполнительный лист должен содержать реквизиты, достаточные для исполнения. Он подписывается судьей и скрепляется печатью суда. Так что сомневаться в подлинности исполнительного лица не приходится. Во всяком случае, копия решения суда заверяется в том же порядке, что и исполнительный лист. Видимо, желание Минфина познакомиться с решением суда вызвано одним лишь стремлением изучить его. Но решение уже вступило в законную силу и не подлежит какой-либо проверке органами исполнительной власти. Его нужно просто исполнить.

Теперь о заявлении взыскателя. Нигде не закреплено обязательное требование о том, что взыскатель должен иметь расчетный счет или открыть его в целях облегчения работы органов принудительного исполнения. На практике судебные приставы-исполнители вынуждены заказывать в банке наличные деньги, когда взыскатель желает получить именно их. Во многих случаях открытие расчетных счетов для зачисления на них взыскиваемых сумм лишено какого-либо смысла, например, если эти суммы чрезмерно малы. Да и нет никаких оснований заставлять взыскателей открывать расчетные счета в кредитных организациях.

Минфин РФ в течение 5 рабочих дней отправляет исполнительный лист указанному в нем органу государственной власти для «получения информации об обжаловании судебного акта по данному делу». Очевидно, речь идет о том государственном органе, за которого отвечает казна РФ. Однако иск может быть заявлен непосредственно к казне и тогда в исполнительном листе не будет нужной информации. Здесь-то и поможет копия судебного акта, в котором данный орган будет назван.

Государственный орган, получивший исполнительный лист, в течение 5 рабочих дней представляет в Минфин документы, отменяющие или приостанавливающие исполнение судебного акта, либо информацию об отсутствии оснований к обжалованию судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист. Разумеется, если стороной по делу выступал сам Минфин, подобный вариант развития событий, скорее всего, исключен.

Исполнительный лист выдается, когда решение суда вступило в законную силу. И здесь возможны три варианта: либо решение не было обжаловано, либо жалоба рассматривается, хотя решение вступило в законную силу либо, наконец, все возможности для обжалования исчерпаны. В первом случае государственный орган может ходатайствовать о восстановлении срока на обжалование, во втором — продолжает тяжбу, в третьем — должен «опустить руки».

Но ясно одно: неподача жалобы, с позиции Постановления № 666, рассматривается как нежелательный образ действий государственного органа. Ведь ему в данном случае приходится объяснять, почему жалоба не была подана. А Минфин Р Ф сохраняет возможность обращаться в контрольные и правоохранительные органы для проведения проверок. Следовательно, Постановление № 666 усилит тягу государственных органов к обжалованию любых решений суда, вынесенных против них, даже в самых проигрышных ситуациях! И все это ради того, чтобы избежать упреков в бездействии.

Не слишком ли большая плата за проверку обоснованности действий государственных органов?! Суды будут отягощены множеством бессмысленных тяжб, которые ведутся «ради галочки», чтобы никто не смог упрекнуть государственный орган в том, что он не предпринял усилий для защиты интересов государства. А в итоге пострадают частные лица. Обжалование судебных актов до тех пор, пока не исчерпаны все возможности для этого, приведет к затягиванию получения частными лицами компенсации из казны. Причем суды будут освобождать государственные органы от ответственности в форме возмещения убытков, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами и т. п., ссылаясь на отсутствие их вины. Какая может быть вина, если жалоба подана в установленном порядке!

Между тем, подача формальной жалобы на решение суда, вынесенное против государственного органа при очевидных нарушениях с его стороны, свидетельствует о вине последнего. Поэтому на казну в подобных ситуациях должна возлагаться гражданско-правовая ответственность (убытки, проценты). И Постановление № 666 может служить косвенным подтверждением того, что жалоба подана неосновательно.

Исполнение судебного акта должно быть произведено Минфином в течение двух месяцев с момента поступления исполнительного листа. Следует отметить, что речь идет о добровольном, а не о принудительном исполнении. Весьма длительный срок! Согласно п. 3 ст. 9 Закона об исполнительном производстве срок добровольного исполнения, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, не может превышать пяти дней. Более того, все действия по принудительному исполнению должны быть совершены в двухмесячный срок (см. п. 1 ст. 13 того же Закона), а ряд исполнительных документов подлежит немедленному исполнению.

Выходит, что принудительное исполнение при помощи судебного пристава-исполнителя намного проще и короче, чем добровольное исполнение в Минфине Р Ф. Но много ли будет желающих записаться на прием к приставам? Вопрос риторический! Их пассивность вкупе с использованием «административного ресурса» (кто покусится на Минфин!) делает более короткий и простой путь донельзя тернистым. И тогда длительное «добровольное» исполнение кажется панацеей, хотя по сути таковым не является! Воистину Постановление № 666!