Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Научно-практическое пособие

Корпоративное право, Книги

Закупень Т. В.
М.: Норма, 2001. 240 с.

Книга была опубликована до принятия Закона Р Ф «О государственной регистрации юридических лиц» и, естественно, не могла учесть его положения. Тем не менее, вопросы применения законодательства о регистрации отдельных видов юридических лиц, рассмотренные в работе, равно как и многие теоретические выводы автора, сохранили актуальность. На них-то и будет сосредоточено основное внимание в рецензии. Что же касается общей характеристики работы, то ей, по мнению рецензента, не хватает объективности. Иногда выводы кажутся не логически обоснованными, а возникшими под влиянием тех или иных субъективных моментов.

Создание юридического лица — сложный процесс, отношения в котором регулируются нормами как частного, так и публичного права. Причем на разных этапах этого процесса решающее значение приобретает то одна, то другая ветвь права. Собственно регистрация как публично-правовой акт встроена в сеть гражданско-правовых отношений и в значительной мере подчинена ей. Поэтому регистрация и рассматривается традиционно в рамках гражданского права. Ведь создание юридического лица в теории можно легко представить и без государственной регистрации, так что последняя — явно не самое важное звено. Но перейдем к рецензируемой книге.

Цель книги

Цель книги состоит в том, чтобы проанализировать процесс государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как таковой, а также рассмотреть особенности создания отдельных видов юридических лиц. Помимо этого автор дает ответы на вопросы, которые возникали в ее деятельности, и приводит нормативные акты по государственной регистрации, наряду с материалами судебной практики. Приложения занимают более половины книги.

Структура книги и удобство для пользователя

Работа написана в стиле практического пособия: материал сгруппирован в небольшие фрагменты, ссылки на научные работы и цитаты из них практически отсутствуют. Книга написана простым и доступным языком.

Работа состоит из предисловия, пяти глав и приложения, главное место в котором занимают материалы судебной практики, которые можно найти в любой информационно-поисковой системе по законодательству.

  • глава 1 посвящена понятию, целям, задачам и принципам государственной регистрации юридических лиц;
  • глава 2 — порядку государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • глава 3 — особенностям государственной регистрации отдельных видов коммерческих и некоммерческих организаций;
  • глава 4 — государственной регистрации юридических лиц в Великобритании;
  • и наконец, глава 5 — состоянию и перспективам развития законодательства о государственной регистрации юридических лиц.

Содержание книги

Книга в основном дает правильные ответы на поставленные вопросы, однако в ряде случаев автор, исходя из своих пристрастий, допускает не вполне обоснованные суждения. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Вызывает сомнения вывод автора о том, что при реорганизации акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью необходимо сначала зарегистрировать выпуск акций, поскольку должны быть определены условия обмена акций реорганизуемого АО на доли ООО (с. 35). Между тем, в случае с «меной» никакой гражданско-правовой сделки между различными субъектами гражданского права не происходит — акционер «меняет» свою акцию на свою же долю, а точнее, происходит трансформация акции в долю без изменения ее правообладателя. Так что при реорганизации АО вовсе не обязательно, чтобы акции были выпущены.
  2. Вряд ли соответствует ГК сделанный на с. 38 вывод о том, что ассоциации и союзы могут создаваться одновременно и коммерческими, и некоммерческими организациями. Нормы ст. 11 Закона Р Ф «О некоммерческих организациях» и ст. 121 ГК недвусмысленно запрещают совместное участие в ассоциациях (союзах) организаций сразу двух видов, выступая как специальные правила по отношению к ст. 50 ГК.
  3. Наибольшие возражения вызывает позиция автора по вопросу о возможности признания государственных органов юридическими лицами без регистрации по ГК (с. 42 и 55). Верно, что государственный орган как субъект права не требует регистрации, но только как субъект права публичного. В гражданском праве орган выступает либо от имени государства, либо как юридическое лицо (учреждение). Третьего не дано. Признать же какой-либо орган юридическим лицом в законе недостаточно, поскольку ГК предъявляет к юридическим лицам материальные требования. Если оно удовлетворяет материальным требованиям — оно может быть признано юридическим лицом, если не удовлетворяет — то не может. А упоминание в законе, тем более — в подзаконном акте, — о том, что та или иная организация является юридическим лицом, предполагает лишь возможность признания его таковым, что требует подтверждения по нормам гражданского права.

Вряд ли тот или иной орган может быть признан юридическим лицом в силу того, что соответствующее правило содержится в положении о нем. Ссылка на то, что юридическое лицо может действовать на основании общего положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК), положения не спасает. Подобное юридическое лицо все равно должно быть зарегистрировано. Следовательно, если какой-либо орган государства желает участвовать в гражданском обороте от своего имени, он должен быть зарегистрирован как юридическое лицо.

Не спасает автора и ссылка на п. 1 и 2 ст. 125 ГК (см. с. 68 книги): то, что государственные органы могут действовать от имени государства, не являясь юридическими лицами, еще не означает, что они вправе выступать в гражданском обороте от своего имени. В последнем случае они должны обладать гражданской правосубъектностью, т. е. быть зарегистрированы как юридические лица. Ст. 125 ГК определяет случаи, когда какой-то субъект действует от имени государства, а не от своего имени.

  1. Неверно автор трактует и возможность государственных органов выступать учредителями хозяйственных товариществ и обществ. По ее мнению, государство не может учреждать коммерческие организации в силу п. 4 ст. 66 ГК. Между тем, в обсуждаемой норме сказано, что учредителями хозяйственных обществ и товариществ не могут быть государственные органы. Государство же вполне способно учреждать коммерческие организации от своего имени. В этом ему могут содействовать и государственные органы, имеющие полномочия действовать от имени государства при создании хозяйственных товариществ и обществ. Так что рассуждения автора на с. 64 неверны.

Аудитория, на которую рассчитана книга

Книга рассчитана в основном на тех, кто на практике занимается государственной регистрацией юридических лиц, хотя в настоящее время она уже не может быть полноценно названными лицами использована. Книгу будут покупать в основном студенты, аспиранты и преподаватели юридических вузов.

Цена книги

Цена книги невысока. Она еще есть в продаже в книжных магазинах в Сети.