Чашников А.В.
СПб., «Мир и семья», 2001. 78 с.
Хотя данная книга написана начинающим автором, она заслуживает внимания хотя бы потому, что на эту тему в российской литературе давно не было научных публикаций (за исключением отдельных статей в журналах и сборниках). И пусть многие из выводов, сделанных автором, являются спорными, книга все-таки содержит немало разумных предложений. К тому же тираж книги настолько мал, что подавляющее большинство читателей найти ее не сможет. И тогда данная рецензия окажется им полезной.
Цель книги
Цель книги состоит в том, чтобы изложить взгляды автора на природу участия государства в договорных отношениях, которые были высказаны им в дипломной работе. Помимо этого, в работе также высказаны предложения автора по изменению законодательства о государственном заказе.
Структура книги и удобство для пользователя
Несмотря на небольшой объем, книга подробно структурирована. В ней имеется введение, заключение и 7 глав, которые посвящены следующим вопросам как:
- Теории участия государства в договорных отношениях;
- Современная ситуация в России;
- Правоспособность государства;
- Проблемы субъектного состава;
- Процедура размещения государственного заказа;
- Ответственность государства;
- Теоретическое объяснение участия государства в договорных отношениях в современной России.
Книга имеет стандартный для научной работы вид.
Достоинства книги
Заслуживают внимания высказанные автором предложения по совершенствованию действующего законодательства об участии государства в договорных отношениях. В частности, любопытна идея закрепить в законе правило о том, что государство участвует в имущественных отношениях всякий раз, когда из бюджета производятся капитальные расходы (по смыслу Бюджетного кодекса РФ). Впрочем, нельзя считать, что это правило существует уже сейчас.
Следует согласиться с выводом автора (с. 35) о том, что государство может быть одаряемой стороной не только в договоре пожертвования, но и в договоре дарения (в противовес мнению
Правилен вывод о необходимости принятия единого закона, посвященного процедуре размещения государственного заказа на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (с. 49).
Наконец, нельзя не разделить предложений автора об установлении имущественной ответственности чиновников за заключение убыточных для государства договоров (с. 54), об отмене нормы Бюджетного кодекса РФ, закрепляющей принцип иммунитета бюджетов (с. 61).
Недостатки книги
В работе высказываются некоторые противоречивые суждения. В частности, автор признает институт участия государства в договорных отношениях комплексным и в то же время исключает из его состава нормы административного права (с. 11). Но в чем же тогда комплексность такого института?
Нельзя согласиться и с тем, что государство может опосредованно участвовать в гражданских правоотношениях через акционерные общества, созданные с его участием (с. 21). Ведь акционерные общества — собственники имущества, а государству принадлежит лишь право собственности на акции.
Если институт участия государства в договорных отношениях — комплексный, то почему правоспособность государства определяется только нормами гражданского права (с. 34). А как быть с регулированием государством действий своих органов нормами публичного права? Оно-то к гражданскому праву никакого отношения не имеет.
Вряд ли поручитель за налогоплательщика перед налоговыми органами может выдвигать против требований этих органов возражения, основанные на их отношениях с налогоплательщиком, как считает автор на с. 69 ГК. Последние отношения выведены за пределы гражданского права.
Аудитория, на которую рассчитана книга
Книга рассчитана в основном на студентов и преподавателей юридических вузов. В практическом плане она бесполезна, хотя и содержит предложения об изменении действующего законодательства.
Цена книги
Цена книги невысока. Из-за маленького тиража она уже исчезла из продажи.
- 17 декабря 2002 в 14:20
- 957
- Иванов Антон Александрович