Вступивший в силу с 1 июля 2002 г.
В самом деле, глава III Закона «Порядок государственной регистрации» не содержит указания на необходимость проставления на учредительных документах каких-либо записей.
Учитывая административно-правовую природу норм о государственной регистрации и главный принцип определения объема компетенции органов власти — «запрещено всё, что прямо не предписано», можно сделать вывод о том, что регистрирующим органам запрещено совершение указанных действий даже по договоренности с заинтересованными в этом лицами (просителями).
Новелла более чем странная. Известно, что одним из основополагающих начал системы государственной регистрации, будь то государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним или же государственная регистрация юридических лиц, является её публичный характер, открытость и достоверность содержащихся в соответствующих реестрах, книгах сведений, общественное доверие к данным государственных учетных документов. Любой вправе довериться содержанию сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество об объекте недвижимости и лежащих на нём обременениях. Каждый, кто имеет перед собой экземпляр договора с отметкой о его государственной регистрации, может предположить, что договор заключался именно на этих условиях. Те, кто намерен вступить в гражданско-правовые отношения с юридическим лицом, вправе судить об особенностях его внутренней организации исключительно по его учредительным документам, прошедшим государственную регистрацию. Так было до недавнего времени (см. п. 5 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утв. Указом
Отказ от логичного и обоснованного правила о необходимости совершения на учредительных документах юридических лиц специальной надписи, подтверждающей их подлинность, на практике может означать только одно — широчайшие возможности злоупотреблений в отношениях с юридическими лицами и осложнение жизни самим юридическим лицам, которые будут вынуждены всеми правдами и неправдами доказывать контрагентам свою полноценность.
Простейший пример практического плана: заключая важный договор, Вы, ознакомившись с содержанием подложного устава хозяйственного общества, довольствуетесь тем, что на договоре будет стоять подпись директора общества, хотя должны были бы в соответствии с «оригинальной» редакцией устава, запросить еще и соответствующее решение совета директоров. В результате Вам, возможно, придется заняться тщательным изучением норм ГК о недействительности сделок.
Одними из первых затруднительность ситуации ощутили кредитные организации, для которых скрупулёзная проверка учредительных документов клиентов — дело не последней важности, а незыблемость и «юридическая чистота» кредитных и обеспечивающих договоров ценится весьма высоко.
Необходимость в изучении банком учредительных документов клиентов возникает на самых ранних этапах их «знакомства». Согласно п. 2.1.4 действующей в настоящее время Инструкции Госбанка СССР
Выше отмечалось, что регистрирующие органы не будут удостоверять верность копий учредительных документов юридических лиц, нотариусы же вполне обоснованно отказываются свидетельствовать верность копий учредительных документов, так как, строго говоря, не имеют перед собой подлинников, с которыми можно было бы сличить представленные копии.
Получается, Инструкция содержит невыполнимые требования. Как быть в этой ситуации банкам и новоиспеченным субъектам гражданского права?
Можно, конечно, пытаться буквально истолковать фразу «копия может быть заверена», содержащуюся в п. 2.6 Инструкции, и исходить из того, что заверение копии учредительных документов не рассматривается банковским правилами в качестве обязательного. Однако вряд ли такой вывод соответствует смыслу указанной Инструкции, а кроме того, не разрешает иных ситуаций с необходимостью удостоверения аутентичности содержания копий учредительных документов и оригиналов.
На наш взгляд, хоть каким-то выходом из положения могло бы служить получение копий учредительных документов от регистрирующих органов в порядке п. 2 ст. 6 Закона, предусматривающего возможность получения у регистрирующих органов копий документов, содержащихся в юридическом деле. Эти копии, скорее всего, должны содержать определенную отметку, которая позволила бы сделать выводы о достоверности предъявленных документов.
Очевидно, что предложенное решение — не более чем паллиатив, вовсе не устраняющий необходимости поиска нормального, легального способа соблюдения интересов юридических лиц и их контрагентов в обеспечении достоверности содержания учредительных документов. И без изменения Закона здесь явно не обойтись.
- 18 декабря 2002 в 14:24
- 815
- Новиков Кирилл Андреевич