Политическая партия как юридическое лицо

Корпоративное право, Новости 2001

Правовое положение политических партий определяется Законом Р Ф «О политических партиях» № 95-ФЗ от 11.07.2001 г. (в дальнейшем — «Закон»). Этот Закон принят в развитие Конституции России, согласно которой политические партии являются одной из форм осуществления гражданами права на объединение. Однако это конституционное право имеет более широкую сферу применения, нас же интересует, что представляет собой политическая партия как юридическое лицо.

В ст. 3 Закона политическая партия названа общественным объединением. Это объединение имеет политические цели (участие в выборах и референдумах, общественных и политических акциях) и должно удовлетворять определенным (порой, достаточно жестким) требованиям. Эти требования содержатся в ст. 3 Закона и многие их них уже привлекли внимание общественности. Как тут, в частности, не вспомнить о минимальной численности членов партии в 10 000 человек и о том, что она должна иметь отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации с определенной численностью членов и другие. Многие говорят: введенные ограничения настолько серьезны, что вступают в противоречие с конституционным правом на объединение, существенно затрудняя гражданам его осуществление. Однако поскольку эти ограничения содержатся в Законе, отменить их может только Конституционный Суд России, пока же на практике они будут применяться.

Признание политической партии общественным объединением предполагает возможность субсидиарного применения к партиям Закона «Об общественных объединениях». Вряд ли политическую партию можно считать особой (новой) формой некоммерческой организации, отличной от общественного объединения. Правда, на практике случаи субсидиарного применения норм Закона «Об общественных объединениях» к партиям вряд ли будут частыми. Ведь Закон «О политических партиях» намного более четко и логично регламентирует деятельность партии, особенно если сравнивать его с устаревшим и противоречивым Законом «Об общественных объединениях».

Вместе с тем, нельзя не учитывать что с принятием Закона «О политических партиях» Закон «Об общественных объединениях» остался без изменения. Между тем, в нем предусмотрены так называемые политические общественные объединения. Их функции теперь могут осуществлять только политические партии. Поэтому политические общественные объединения в течение двух лет должны быть преобразованы в политические партии (ст. 47 Закона), в противном случае они станут обычными общественными объединениями.

Выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности может теперь только политическая партия. Что касается иного участия в выборах и референдумах, то монополии на это политические партии не имеют. В частности, в избирательных блоках вместе с политическими партиями могут участвовать и иные общественные объединения (ст. 36 Закона).

Наименование политической партии должно содержать указание на ее организационно-правовую форму — «партия». Причем никакие другие юридические лица не могут включать в свое наименование слово «партия». В наименовании можно использовать слово «Россия» или «российская», но запрещено указывать наименования каких-либо государственных органов или граждан (ст. 6 Закона).

Политические партии создаются двумя основными способами — заново, т. е. на учредительном съезде, или путем реорганизации из общероссийской общественной организации (движения).

И сама политическая партия, и ее региональные отделения признаются юридическими лицами с момента их государственной регистрации (ст. 15 Закона). Сначала регистрируется партия в целом, затем — ее региональные отделения. Причем если этих отделений будет зарегистрировано недостаточно, может быть аннулирована и регистрация партии в целом.

Собственником имущества признается политическая партия в целом, отдельные ее члены не имеют прав на имущество партии. Региональные отделения партии и иные ее зарегистрированные структурные подразделения имеют в отношении закрепленного за ними имущества партии право оперативного управления (ст. 28 Закона). По-видимому, право оперативного управления имеют только те подразделения, которые признаны юридическими лицами. Таким образом, в российском законодательстве появился еще один субъект права оперативного управления, кроме учреждений и казенных предприятий.

Правда, это не вполне укладывается в рамки действующего ГК. Согласно ст. 296 ГК право оперативного управления могут иметь лишь казенные предприятия и учреждения. И список таких субъектов, вроде бы, закрытый. Правда, перечень некоммерческих организаций по ГК сконструирован как открытый (ст. 50 ГК), но это не решает проблемы. Возникает коллизия, разрешение которой в пользу приоритета норм ГК (согласно п. 2 ст. 3 ГК), еще более запутает ситуацию. Ведь вопрос о праве отделений политической партии на имущество «повисает в воздухе». Если у них есть право собственности, то как соотнести его с правом собственности политической партии, если какое-нибудь другое право, то какое? Ответа нет. Проще будет согласиться с вариантом, предложенным Законом, и внести изменения в ГК.

Не менее интересным является вопрос о том, кто выступает учредителем отделений политической партии — сама партия или ее члены, проживающие в регионе. Очевидно, что если партия — собственник имущества, то она должна выступать и в качестве учредителя. Что же касается членов партии, то они наделяются учредителем правами образовать органы управления отделения (подразделения). При этом сами они учредителями отделения (подразделения) не становятся.

Отделения (подразделения) политической партии отвечают по своим обязательствам всем закрепленным на ними имуществом. И в этом состоит отличие данных обладателей права оперативного управления от учреждений (последние отвечают лишь денежными средствами). Субсидиарную ответственность по долгам своих отделений (подразделений) несет политическая партия в целом. Здесь использована, по сути, та же модель, что и во взаимоотношениях учреждения и собственника его имущества.

Учредительным документом политической партии является ее устав. Положения, которые должны быть в уставе, четко названы в Законе. Что касается других документов, которые подлежат представлению в регистрирующий орган, то они учредительными документами не являются, за исключением, пожалуй, решения о создании отделения (иного структурного подразделения), которое будет его учредительным документом в отсутствие устава (положения).

Членство в политической партии может быть только индивидуальным. Членство существует только в партии в целом, а не в ее отделении (подразделении). Членами партии могут быть дееспособные граждане, достигшие 18 лет. Участие иностранцев и лиц без гражданства запрещено. Можно быть членом только одной политической партии.

Партия может осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ и уставом партии (ст. 26 Закона). При этом партия должна использовать полученные от предпринимательской деятельности средства на цели, предусмотренные в ее учредительных документах. Эти средства не могут распределяться между членами партии. Закон ограничивает круг видов предпринимательской деятельности, которую могут осуществлять партии, перечнем, содержащимся в п. 3 ст. 31 Закона. В основном это издательская, полиграфическая, рекламная и информационная деятельность, а также сдача имущества в аренду. Иными видами предпринимательской деятельности партия заниматься не вправе.

Политическая партия может принимать пожертвования, причем круг жертвователей и порядок пожертвования серьезно ограничены (ст. 30 Закона). Нарушение правил о пожертвовании влечет за собой обязанность политической партии возвратить соответствующее имущество его жертвователю, а при невозможности — перечислить в доход Российской Федерации. Причем здесь, скорее всего, имеет место особое последствие совершения недействительной сделки, когда она, по общему правилу, влечет двустороннюю реституцию, а при ее невозможности — изъятие имущества в доход Российской Федерации. Такие последствия не предусмотрены ГК, но, скорее всего, ему не противоречат (см. ст. 167 ГК, согласно которой иные последствия недействительности сделки могут быть предусмотрены законом).

Политические партии вправе получать от государства финансирование. Однако требовать его могут не все партии, а лишь те, которые так или иначе победили на выборах (ст. 33 Закона). Следует отметить, что это правило противоречит ранее сформулированному принципу равной поддержки государством всех политических партий. Последний же принцип напрямую вытекает из норм Конституции Р Ф о равноправии граждан. Впрочем, норма Закона о предоставлении финансовой поддержки также может быть отменена лишь Конституционным Судом Р Ф, что произойдет не скоро, если вообще произойдет.

За политическим партиями осуществляется государственный контроль, четко урегулированный Законом. Наивысшей санкцией при осуществлении такого контроля может быть ликвидация политической партии, менее жесткой — приостановление деятельности по решению суда, самой простой мерой — вынесение предостережения.