Обзор практики рассмотрения споров о приватизации

Вещное право, Новости 2001

21 февраля 2001 года Президиум Высшего арбитражного суда РФ издал обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации). Многие из сделанных в обзоре выводов заслуживают комментариев, которые приводятся ниже.

В изучаемом обзоре заслуживают внимания следующие моменты:

  1. Арбитражный суд установил, что покупателями государственного и муниципального имущества, приобретаемого в процессе приватизации, могут быть любые лица, за исключением тех, что указаны в п. 1 ст. 9 Закона о приватизации.

В частности, покупателями государственного и муниципального имущества могут быть некоммерческие организации. Данный вывод не колеблют положения ст. 3 Закона о приватизации, исключающие из-под его действия случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям. Указанное положение закрепляет возможность приобретения некоммерческими организациями государственного и муниципального имущества вне процедуры приватизации, но не запрещает данным лицам выступать в качестве его покупателей. Если некоммерческая организация приобрела имущество одним из способов, предусмотренных Законом о приватизации, т. е. в процессе приватизации, то такое приобретение является законным.

  1. Приватизация государственного и муниципального имущества после вступления в силу Закона о приватизации производится с учетом требований данного закона независимо от даты утверждения плана приватизации. Если план приватизации предполагает приватизацию государственного (муниципального) имущества способом, иным чем тот, который предусмотрен Законом о приватизации, то в этой части следует применять Закона о приватизации. В подобных случаях сделки, совершенные в соответствии с прежним планом приватизации, являются ничтожными. Данный вывод основан на ст. 31 Закона о приватизации, согласно которой нормативные акты, регулирующие вопросы приватизации, действуют в части, ему не противоречащей.
  2. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть только те лица, которые на момент продажи имущества имеют право на его покупку. Согласно п. 2 ст. 26 Закона о приватизации арендатор государственного (муниципального) имущества может приобрести такое имущество в порядке, установленном настоящим законом, а также в соответствии с программами приватизации РФ и субъектов РФ. В частности, п. 2.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденный Указом Президента Р Ф от 24.12.93 № 2284 (далее — Государственная программа приватизации), предоставляет право приобретать арендуемые нежилые помещения товариществам и акционерным обществам, созданным в процессе приватизации. Если, к примеру, товарищество было создано вне процедуры приватизации, то оно не имеет права на приобретение арендуемое жилого помещения в порядке, установленном п. 2.6 Государственной программы приватизации. В этом случае соответствующая сделка (купли-продажи нежилого помещения) между государством и товариществом является недействительной (п. 2 ст. 29 Закона о приватизации).
  3. До принятия федерального закона о государственной программе приватизации государственного имущества в РФ, разработка которого предусмотрена Законом о приватизации, порядок и условия приватизации муниципального имущества, установленные Государственной программой приватизации и Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Р Ф от 22.07.94 г. № 1535 (далее — Основные положения), применяются в случае, если органами местного самоуправления не установлено иное.

В соответствии с п. 4 ст. 31 Закона о приватизации нормативные акты Президента Р Ф и Правительства Р Ф о вопросах, которые согласно Закону о приватизации должны регулироваться законами, действуют в части, не противоречащей законодательству РФ, до введения в действие соответствующих законов. Таким образом, Государственная программа приватизации и Основные положения сохраняют свою юридическую силу.

Согласно п. 4 ст. 29 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. В связи с этим Арбитражный суд установил, что исходя из смысла п. 4 ст. 31 Закона о приватизации порядок и условия приватизации муниципального имущества, установленные органами местного самоуправления, подлежат приоритетному применению. Государственная программа приватизации и Основные положения действуют в данном случае только в части, не противоречащей аналогичным актам органов местного самоуправления.

  1. При применении последствий недействительности сделки приватизации государственного (муниципального) предприятия как имущественного комплекса суды должны исследовать вопрос о наличии оснований для применения ст. 566 ГК.

Договор купли-продажи предприятия затрагивает не только интересы продавца и покупателя, но и третьих лиц, к примеру, их кредиторов. При признании указанного договора недействительным двусторонняя реституция может существенно нарушить права и охраняемые законом интересы кредиторов покупателя и продавца, других лиц и противоречить общественным интересам. Чтобы избежать таких последствий, суд вправе применить ст. 566 ГК, допускающую отказ от использования правил ГК о последствиях недействительности сделок по продаже предприятий, в том числе совершаемых в процессе их приватизации.

  1. В п. 1 ст. 29 Закона о приватизации указан перечень лиц, имеющих право обратиться в суд с требованием о признании сделки приватизации недействительной. Согласно данной норме к их числу относятся Правительство Р Ф, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы по управлению государственным имуществом, продавцы и покупатели имущества, органы прокуратуры РФ. Никакие иные лица не вправе обращаться в суд с требованием о признании сделки приватизации недействительной.
  2. Участие в приватизации государственного или муниципального имущества физических лиц не является основанием для признания спора, связанного с приватизацией, неподведомственным арбитражному суду, если спор возник между юридическими лицами. В частности, прокурором был предъявлен иск об отмене результатов приватизации (преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество). Ответчиком по делу являлись юридические лица. В то же время в число акционеров общества, созданного в процессе приватизации, входили также физические лица. Арбитражный суд указал, что данное обстоятельство не свидетельствует о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду, поскольку дело не связано с разрешением вопросов об имущественных правах физических лиц — акционеров.
  3. Согласно п. 1 ст. 12 Закона о приватизации законным средством платежа при приватизации государственного и муниципального имущества признается денежная единица (валюта) Российской Федерации. На основании ст. 140 ГК законным средством платежа является рубль. Соответственно, покупатель не вправе оплачивать приобретаемое государственное и муниципальное имущество никаким иным способом, в частности ценными бумагами. Арбитражный суд установил, что сделки приватизации, совершенные с использованием незаконных средств платежа, являются ничтожными.
  4. Решение органов местного самоуправления о приватизации муниципального имущества путем преобразования муниципального предприятия в акционерное общество, где 100 процентов акций принадлежит муниципального образованию, не исключает дальнейшую продажу его акций частным лицам. Таким образом, не могут быть оспорены действия комитета по управлению имуществом, утвердившего план приватизации, который предполагает отчуждение акций образуемого общества частным лицам.
  5. Согласно п. 2 ст. 16 Закона о приватизации продажа предприятия как имущественного комплекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50% уставного капитала указанного общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. Арбитражный суд установил, что данное правило неприменимо в случаях, когда акции, составляющие более 50% уставного капитала, отчуждаются работникам на льготных условиях, закрепленных в п. 3.4.1 Основных положений.

Указанный вывод основан на следующих доводах. Согласно ст. 20 Закона о приватизации в плане приватизации государственного предприятия, преобразуемого в акционерное общество, устанавливаются льготы, предоставляемые работникам. Таким образом, предоставление льгот членам трудового коллектива допускается Законом о приватизации. П. 2 ст. 4 Закона о приватизации предусматривает определение порядка предоставления льгот работникам преобразуемых в акционерные общества государственных и муниципальных унитарных предприятий в государственной программе приватизации. Однако до настоящего времени закон о государственной программе приватизации не принят.

В то же время в части, не противоречащей Закону о приватизации, действуют Основные положения, предусматривающие такого рода льготы. Поскольку предоставление льгот работникам не противоречит Закону о приватизации, до принятия государственной программы приватизации применяется порядок, установленный Основными положениями. Соответственно, в таких случаях не подлежат применению положения п. 2 ст. 16 Закона о приватизации.

  1. Сделки приватизации государственного или муниципального имущества, не содержащие его стоимостной оценки, признаются ничтожными с момента их заключения. Указанное правило содержится в п. 2 ст. 31 Закона о приватизации и применяется к любым сделкам приватизации независимо от времени их совершения, к заключенным как до, так и после вступления в силу Закона о приватизации.
  2. Согласно ст. 5 Закона о приватизации уполномоченные государственные органы вправе принимать решения об использовании «Золотой акции» для обеспечения их участия в управлении акционерными обществами. Специальное право «Золотая акция» действует до принятия указанными органами решения о его прекращении.

До вступления в силу Закона о приватизации действовал иной порядок. П. 2.7 Основных положений предусматривал закрепление «Золотой акции» в государственной собственности на срок не более трех лет. Специального решения о прекращении действия «Золотой акции» не требовалось.

В связи с этим арбитражный суд указал, что решение об использовании специального права («Золотой акции») не может быть принято соответствующими органами, если ранее установленный срок закрепления «Золотой акции» истек до вступления в силу Закона о приватизации.

В то же время если срок действия «Золотой акции» не истек к моменту вступления в силу Закона о приватизации, то прекращение ее действия осуществляется в соответствии с правилами указанного закона. Иными словами, действие данных «Золотых акций» не ограничено сроком и прекращается в случае принятия соответствующего решения государственными органами.

  1. П. 7 ст. 21 Закона о приватизации содержит перечень оснований, по которым сделка по приватизации государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями подлежит расторжению, а приобретенное имущество подлежит безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность.

Арбитражный суд установил, что данная норма не может применяться к сделкам, заключенным до вступления в силу Закона о приватизации. Указанный вывод вытекает из ст. 31 указанного закона, в которой не содержится указаний о придании обратной силы требованию о безвозмездном отчуждении объекта приватизации.

  1. Согласно ст. 16 Закона о приватизации внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ является одним из способов приватизации. Соответственно, указанная процедура может осуществляться только в рамках приватизационного законодательства. Исходя из смысла ст. 66 ГК и ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах» государственные и муниципальные органы не могут выступать участниками (учредителями) хозяйственных обществ, которые созданы не в процессе приватизации. Иными словами, указанные органы не вправе вносить государственное или муниципальное имущество в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества, созданного не в процессе приватизации. Впрочем, возможность внесения такого вклада сохраняется за самим государственным или муниципальным образованием.
  2. Арбитражный суд установил, что хозяйственные товарищества и общества, имеющие в соответствии с п. 2.6 Государственной программы приватизации право на выкуп арендуемых помещений, вправе осуществить указанные действия, в том числе в отношении тех объектов недвижимости, которые обременены правом хозяйственного ведения третьих лиц. При этом арбитражный суд руководствовался следующими обстоятельствами. Законодательство не предусматривает ограничений для выкупа нежилых помещений, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения. Таким образом, в данном случае выкуп нежилого помещения хозяйственным товариществом или обществом следует рассматривать в качестве основания для прекращения права хозяйственного ведения, установленного в соответствии с п. 3 ст. 299 ГК.
  3. Согласно п. 5.14.6 Государственной программы приватизации и п. 4.5, 4.9 Основных положений, созданные в процессе приватизации хозяйственные общества и товарищества имеют право на приобретение арендуемых нежилых помещений. П. 4.9 Основных положений устанавливает порядок определения выкупной цены указанных объектов недвижимости. Арбитражный суд установил, что согласно п. 3 ст. 26 Закона о приватизации к ведению Государственной программы приватизации не отнесена регламентация порядка определения стоимости выкупаемого арендаторами муниципального имущества. В связи с этим ограничение размера выкупной стоимости арендуемых муниципальных нежилых помещений, установленное п. 4.9 Основных положений, не подлежит применению.
  4. Согласно п. 5.14.6 Государственной программы приватизации и п. 4.5, 4.9 Основных положений созданные в процессе приватизации хозяйственные общества и товарищества имеют право на приобретение арендуемых нежилых помещений. В то же время при расторжении договора аренды арендатор утрачивает право на выкуп помещения по правилам приватизационного законодательства. Указанное право не восстанавливается даже в случае возобновления договора аренды.
  5. Согласно п. 5.14.6 Государственной программы приватизации и п. 4.5, 4.9 Основных положений созданные в процессе приватизации хозяйственные общества и товарищества имеют право на приобретение арендуемых нежилых помещений. П. 4.9 Основных положений устанавливает порядок определения выкупной цены указанных объектов недвижимости. Арбитражный суд установил, что согласно п. 3 ст. 26 Закона о приватизации к ведению Государственной программы приватизации не отнесена регламентация порядка определения стоимости выкупаемого арендаторами муниципального имущества. В связи с этим в случае подачи арендатором муниципального имущества заявления на выкуп арендуемого помещения после вступления в силу Закона о приватизации муниципальное образование вправе предложить осуществить его выкуп по цене, установленной на основе разработанной им методики. При этом муниципальное образование не связано ограничением размера выкупной стоимости, установленным п. 4.9 Основных положений.