11 ноября 2002 г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее — ФКЦБ) своим Постановлением № 38/пс изменила Стандарты эмиссии облигаций, которые уже подвергались критическому рассмотрению на нашем сайте (смотри материал «Стандарты эмиссии отступают от закона»). Какие же изменения власти сочли нужным внести в этот документ? Забегая вперед, скажем, что некоторые недостатки исправлены, большинство же осталось в неприкосновенности. Да и само Постановление ФКЦБ вряд ли можно назвать шедевром юридической техники.
К положительным изменениям следует отнести сокращение документов, которые требуются для регистрации: вместе с отчётом об итогах выпуска не нужно представлять заключение оценщика о стоимости имущества, внесённого в оплату облигаций (п. 14 исключил абз. третий п. 10.5 Стандартов). Такое изменение оправдано потому, что регистрирующие органы отвечают только за полноту отчёта, но не за его достоверность (ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг). Поэтому сбор любых сведений сверх установленных законом является вмешательством в частные дела и не может быть оправдан, самоограничение аппетитов здесь следует приветствовать.
Следует одобрить и сокращение количества экземпляров представляемых документов: раньше требовалось четыре экземпляра решения о выпуске или проспекта эмиссии, теперь нужно три (п. 3, 6, 7, 8, 15, 17 Постановления). Соответственно, на один экземпляр меньше возвращается эмитенту (п. 10 Постановления). Однако остальные документы нужно представлять в прежних объёмах, что, как мы уже отмечали, серьёзно расходится и с законом, и со здравым смыслом.
Сокращен до одной недели срок регистрации отчёта о выпуске облигаций в случаях, когда они оплачивались и погашались в денежной форме, не предоставляли дополнительных прав и размещались на торгах по открытой подписке (п. 16 Постановления, новый абз. второй в п. 10.8 Стандартов). Такое изменение затронет немало эмитентов и не может их не порадовать.
В абзаце седьмом п. 6.3 Стандартов невнятная фраза «предоставленное в обеспечение имущество» заменена на залог, что проясняет смысл нормы.
Постановление устранило редакционную неточность первой редакции Стандартов, где был пропущен п. 7.10. Поэтому п. 7.11 — 7.15 считаются п. 7.10 — 7.14 соответственно (п. 11 Постановления). Одновременно внесён п. 7.15, который позволяет ФКЦБ вместо отказа в регистрации возвратить документы заявителю с указанием на недочёты (п. 12 Постановления). В связи с тем, что количество требуемых бумаг превышает установленный законом перечень, послабление выглядит оправданным, ведь эмитенты могут просто запутаться в многообразии документов! Раньше это, по сути, влекло отказ в регистрации, который сложно было признать как законным, так и справедливым.
П. 4 Постановления дополняет п. 4.13 Стандартов. Мы уже отмечали, что размер дохода по облигациям необоснованно включён в число существенных условий договора. К сожалению, ФКЦБ пошла по этому пути и дальше. В частности, в Стандарты внесено указание на возможный порядок определения дохода (в том числе по облигациям, по которым доход выплачивается частями по истечении купонных периодов), а также установлены дополнительные требования к решению о выпуске.
Важным является предоставление эмитенту права менять условия договора в одностороннем порядке. Так, решение о выпуске может предусмотреть, что купонный доход на второй (или любой последующий) период определяется не при размещении облигаций, а не позднее семи дней до окончания купонного периода с фиксированным процентом. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 450 ГК договор может предусматривать право одностороннего изменения его условий, в норме нет ничего незаконного. Эмитент должен в решении о выпуске принять на себя обязанность выкупить у желающих их облигации (т.е. признать их право расторгнуть договор в одностороннем порядке). Срок для заявления таких требований не может быть менее семи последних дней купонного периода (абз. 3 п. 4.13 Стандартов). Необходимо также указать на цену (или порядок её определения) и срок выкупа, а также на способ раскрытия информации о порядке определения купонного дохода.
Изменена редакция п. 4.14 Стандартов, который устанавливал условия и порядок погашения облигаций по усмотрению владельцев. Теперь погашение возможно и по усмотрению эмитента: в решение о выпуске разрешается включать указание на то, что при приобретении облигаций лицо дает согласие на их досрочный выкуп. Выкуп представляет собой досрочный возврат займа, а потому согласие кредитора необходимо в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 810 ГК. Кодекс не запрещает давать согласие при заключении договора, значит, вновь введенное правило законно, да и при выпуске облигаций это, пожалуй, единственно возможный путь такое согласие получить.
На случай досрочного возврата займа заёмщиком новая редакция п. 4.14 предусмотрела и некоторые гарантии для займодавцев (владельцев облигаций). Так, в решении о выпуске должен быть определён минимальный срок займа (т.е. срок, ранее которого не может быть осуществлён выкуп), что позволяет инвесторам определить тот доход, который они получат от покупки облигаций, без чего последние могут потерять свою привлекательность. Логична норма о том, что выкуп не может быть осуществлён до оплаты облигаций (ведь до этого момента нельзя считать заключённым договор займа), но вот положение, согласно которому облигации нельзя погашать до регистрации отчёта о выпуске, вряд ли можно признать соответствующим закону.
Решение о выпуске должно содержать положение о цене выкупа или о порядке её определения. Важной гарантией для заимодавцев является и то, что погашение возможно только в отношении всех бумаг выпуска, что исключает оказание предпочтения одному или нескольким лицам. Решение о выпуске должно указывать на порядок раскрытия информации о выкупе. Сообщение о выкупе нужно сделать не позднее, чем за 14 дней до него. В этом сообщении должны быть указаны стоимость погашения облигаций (или порядок её определения), и срок их погашения.
К сожалению, ФКЦБ продолжает игнорировать указание
Решение о размещении теперь определяет один из важных параметров эмиссии. Своим существованием соответствующий документ обязан ФКЦБ, которая решает, кто должен его принимать. Мы уже указывали, что такой подход противоречит закону. Увеличение смысловой нагрузки на решение о размещении можно трактовать только как расширение власти Комиссии в регулировании договора займа в форме выпуска облигаций. Такое расширение административного усмотрения может серьёзно ущемить права общества-эмитента и его участников, чьи интересы охраняются
Таким образом, работа над ошибками проведена, но её результаты незначительны: чуть-чуть сократился пакет документов для регистрации. Серьёзные нарекания вызывает расширение значения решения о размещении облигаций. Остальные изменения не противоречат закону и могут быть признаны обоснованными.
Другие новости об эмиссии облигаций: Новые Стандарты эмиссии облигаций отступают от закона
- 12 декабря 2002 в 16:08
- 713
- Васильев Геннадий Сергеевич