Новые изменения в валютном регулировании

Международное частное право, Новости 2002

Законодательство о валютном регулировании до сих пор является одним из самых подвижных. Поэтому появление ещё двух документов в этой области мало кого удивит, однако знать о них нужно, тем более что они носят позитивный характер. Один из них — Порядок выдачи разрешений на предоставление нерезидентам отсрочки платежа по экспорту товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности на срок свыше 90 дней (п. 2 ст. 6 Закона Р Ф «О валютном регулировании и валютном контроле»). Второй — Указание Ц Б, сделавшее очередные послабления в области выдачи разрешений на проведение отдельных видов валютных операций.

Выдача разрешений на предоставление отсрочки платежа

Порядок выдачи разрешений на предоставление отсрочки платежа утверждён Постановлением Правительства № 699 от 24 сентября 2002 г., однако ему придана обратная сила — на неё должно быть получено разрешение, если она даётся с 1 сентября. При этом, правда, ранее выданные ЦБ разрешения являются действительными (п. 3 и 4 Постановления). Данный порядок не распространяется на указанные в п. 2 ст. 6 Закона валютные операции, которые осуществляются без ограничений: расчёты и выплаты, связанные с договорами страхования и перестрахования, если срок действия договора не превышает пяти лет, расчёты за произведённые подрядные работы, если срок возврата валютной выручки не превышает пяти лет, а также экспорт ряда товаров (звукозаписывающая аппаратура, летательные аппараты, оружие и боеприпасы и ряд других).

Выдача разрешений возложена на территориальные управления Министерства финансов РФ, срок выдачи — два месяца с даты предоставления полного комплекта требуемых документов. Интерес могут вызвать лишь некоторые из них. Например, справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, справка об открытых резиденту счетах, а также справки уполномоченных банков об отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки. В случае наличия задолженности резидент должен представить обоснования её возникновения и порядок погашения, в том числе, в необходимых случаях — подтверждение исполнения решений о привлечении его к ответственности (п. 4 Правил). В случае если данные документы не будут представлены, в выдачи разрешения может быть отказано по причине предоставления неполного комплекта документов (п. 8 и 11 Правил).

Кроме того, необходимо в произвольной форме обосновать необходимость предоставления отсрочки (там же). С одной стороны, норма говорит о том, что обоснование должно содержать расчёт сроков транспортировки, хранения товаров, что могло бы навести на мысль о том, что отсрочка должна носить объективно-необходимый характер, отсутствие которого влечет отказ от выдачи разрешения. Однако далее говорится, что в обоснование могут быть приведены и другие обстоятельства, вызвавшие необходимость отсрочки, что оставляет вопрос на усмотрение заявителя, который может обосновать такую необходимость «рыночной конъюнктурой» или чем-то подобным. Примечательно, что Правила не предусматривают возможности отказа в зависимости от содержания справки.

Документы должны быть представлены до экспорта, а в случае изменения условий ранее заключённых договоров — до истечения отсрочки, не требующей получения разрешения. В качестве оснований для отказа указаны только предоставление неполного комплекта документов, наличие нарушений законодательства или условий ранее выданных разрешений.

Отдельные виды валютных операций

Положение о порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций (с изменениями от 3 февраля, 27 августа, 24 октября 1997 г., 17 сентября 2001 г.) дополнено п. 1.1.28. Отныне резиденты, которые не являются предпринимателями, могут без разрешения ЦБ раз в день переводить за рубеж или получать оттуда суммы, не превышающие эквивалент 2000 долларов США. Целями такого перевода не может являться предпринимательская, инвестиционная деятельность или приобретение прав на недвижимое имущество.

Для осуществления перевода в уполномоченный банк представляется заявление (п. 8.4 в новой редакции) по установленной форме, а в случае, если сделка должна быть совершена в письменной форме — подтверждающие её документы.

Изменился также перечень случаев, когда переводы за рубеж и получение валюты из-за рубежа могут осуществляться без открытия счёта в уполномоченном банке (новая ред. п. 14 Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов от 27 августа 1997 г. № 508 (утв. приказом ЦБР от 27 августа 1997 г. № 02−371 с изменениями от 24 октября 1997 г.). Ранее пункт был сформулирован неудачно: в тексте речь шла о физических лицах, а ссылки давались на случаи, относящиеся к лицам юридическим (например, плата за аренду морских судов и судов внутреннего плавания, оплата недвижимости, находящей в РФ, оплата чеков в пользу юридических лиц-резидентов).

Отныне без открытия счёта физическое лицо-резидент может производиться:

  • переводы в рамках договоров страхования или перестрахования, заключённых с нерезидентами, если их срок не превышает пяти лет;
  • переводы в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов;
  • оплата членства в международных неправительственных организациях;
  • оплата подписки на иностранные периодические издания;
  • оплата налогов и сборов, как российских (в тех случаях, когда это предусмотрено законом), так и иностранных;
  • переводы в пользу нерезидентов в оплату полученных за рубежом товаров, работ или услуг;
  • получение наследства;
  • выплата и получение заработной платы, стипендий, пособий, компенсаций за причинённый вред;
  • выплаты жертвам политических репрессий;
  • расходы на погребение умершего;
  • расходы, связанные с производством следственных, судебных действий, рассмотрением споров административными органами, а также выполнением их решений и предписаний, в том числе суммы государственной пошлины;
  • расходы, связанные с гастролями артистов;
  • выплаты авторского вознаграждения;
  • расходы, направляемые на лечение или обучение в другом государстве;
  • расходы, связанные с участием в различных культурных или спортивных мероприятиях (конференциях, симпозиумах и т. п.).

Перечень предоставляемых в уполномоченный банк документов остался тем же: он включает в себя заявление, а также подтверждающие документы (договоры, документы о передаче товаров и т. п.). документы по-прежнему должны быть представлены до проведения валютной операции, а в случае получения денег — в течение семи дней с даты их зачисления.

Также без разрешения ЦБ осуществляется перевод средств на открытые за рубежом счета физических лиц или получение средств с таких счетов. В этом случае для перевода из России требуется представить в уполномоченный банк заявление, удостоверение личности, документ, подтверждающий законные основания приобретения валюты, а также экземпляр уведомления об открытии счёта за рубежом, направленный резидентом в налоговые органы.

Итоги

Таким образом, политика ослабление валютного контроля постепенно развивается. Указанные изменения, хотя и не носят принципиального характера, могут существенно облегчить жизнь многим людям.