Законодательство о валютном регулировании до сих пор является одним из самых подвижных. Поэтому появление ещё двух документов в этой области мало кого удивит, однако знать о них нужно, тем более что они носят позитивный характер. Один из них — Порядок выдачи разрешений на предоставление нерезидентам отсрочки платежа по экспорту товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности на срок свыше 90 дней (п. 2 ст. 6
Выдача разрешений на предоставление отсрочки платежа
Порядок выдачи разрешений на предоставление отсрочки платежа утверждён Постановлением Правительства № 699 от 24 сентября 2002 г., однако ему придана обратная сила — на неё должно быть получено разрешение, если она даётся с 1 сентября. При этом, правда, ранее выданные ЦБ разрешения являются действительными (п. 3 и 4 Постановления). Данный порядок не распространяется на указанные в п. 2 ст. 6 Закона валютные операции, которые осуществляются без ограничений: расчёты и выплаты, связанные с договорами страхования и перестрахования, если срок действия договора не превышает пяти лет, расчёты за произведённые подрядные работы, если срок возврата валютной выручки не превышает пяти лет, а также экспорт ряда товаров (звукозаписывающая аппаратура, летательные аппараты, оружие и боеприпасы и ряд других).
Выдача разрешений возложена на территориальные управления Министерства финансов РФ, срок выдачи — два месяца с даты предоставления полного комплекта требуемых документов. Интерес могут вызвать лишь некоторые из них. Например, справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, справка об открытых резиденту счетах, а также справки уполномоченных банков об отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки. В случае наличия задолженности резидент должен представить обоснования её возникновения и порядок погашения, в том числе, в необходимых случаях — подтверждение исполнения решений о привлечении его к ответственности (п. 4 Правил). В случае если данные документы не будут представлены, в выдачи разрешения может быть отказано по причине предоставления неполного комплекта документов (п. 8 и 11 Правил).
Кроме того, необходимо в произвольной форме обосновать необходимость предоставления отсрочки (там же). С одной стороны, норма говорит о том, что обоснование должно содержать расчёт сроков транспортировки, хранения товаров, что могло бы навести на мысль о том, что отсрочка должна носить объективно-необходимый характер, отсутствие которого влечет отказ от выдачи разрешения. Однако далее говорится, что в обоснование могут быть приведены и другие обстоятельства, вызвавшие необходимость отсрочки, что оставляет вопрос на усмотрение заявителя, который может обосновать такую необходимость «рыночной конъюнктурой» или чем-то подобным. Примечательно, что Правила не предусматривают возможности отказа в зависимости от содержания справки.
Документы должны быть представлены до экспорта, а в случае изменения условий ранее заключённых договоров — до истечения отсрочки, не требующей получения разрешения. В качестве оснований для отказа указаны только предоставление неполного комплекта документов, наличие нарушений законодательства или условий ранее выданных разрешений.
Отдельные виды валютных операций
Положение о порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций (с изменениями от 3 февраля, 27 августа, 24 октября 1997 г., 17 сентября 2001 г.) дополнено п.
Для осуществления перевода в уполномоченный банк представляется заявление (п. 8.4 в новой редакции) по установленной форме, а в случае, если сделка должна быть совершена в письменной форме — подтверждающие её документы.
Изменился также перечень случаев, когда переводы за рубеж и получение валюты из-за рубежа могут осуществляться без открытия счёта в уполномоченном банке (новая ред. п. 14 Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов от 27 августа 1997 г. № 508 (утв. приказом ЦБР от 27 августа 1997 г. № 02−371 с изменениями от 24 октября 1997 г.). Ранее пункт был сформулирован неудачно: в тексте речь шла о физических лицах, а ссылки давались на случаи, относящиеся к лицам юридическим (например, плата за аренду морских судов и судов внутреннего плавания, оплата недвижимости, находящей в РФ, оплата чеков в пользу юридических лиц-резидентов).
Отныне без открытия счёта физическое лицо-резидент может производиться:
- переводы в рамках договоров страхования или перестрахования, заключённых с нерезидентами, если их срок не превышает пяти лет;
- переводы в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов;
- оплата членства в международных неправительственных организациях;
- оплата подписки на иностранные периодические издания;
- оплата налогов и сборов, как российских (в тех случаях, когда это предусмотрено законом), так и иностранных;
- переводы в пользу нерезидентов в оплату полученных за рубежом товаров, работ или услуг;
- получение наследства;
- выплата и получение заработной платы, стипендий, пособий, компенсаций за причинённый вред;
- выплаты жертвам политических репрессий;
- расходы на погребение умершего;
- расходы, связанные с производством следственных, судебных действий, рассмотрением споров административными органами, а также выполнением их решений и предписаний, в том числе суммы государственной пошлины;
- расходы, связанные с гастролями артистов;
- выплаты авторского вознаграждения;
- расходы, направляемые на лечение или обучение в другом государстве;
- расходы, связанные с участием в различных культурных или спортивных мероприятиях (конференциях, симпозиумах
и т. п. ).
Перечень предоставляемых в уполномоченный банк документов остался тем же: он включает в себя заявление, а также подтверждающие документы (договоры, документы о передаче товаров
Также без разрешения ЦБ осуществляется перевод средств на открытые за рубежом счета физических лиц или получение средств с таких счетов. В этом случае для перевода из России требуется представить в уполномоченный банк заявление, удостоверение личности, документ, подтверждающий законные основания приобретения валюты, а также экземпляр уведомления об открытии счёта за рубежом, направленный резидентом в налоговые органы.
Итоги
Таким образом, политика ослабление валютного контроля постепенно развивается. Указанные изменения, хотя и не носят принципиального характера, могут существенно облегчить жизнь многим людям.
- 16 декабря 2002 в 17:05
- 776
- Васильев Геннадий Сергеевич