Новый этап борьбы с финансированием терроризма

Административное право, Новости 2002

Чуть более полугода действует Закон Р Ф «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» (далее — Закон о противодействии отмыванию), а в него уже вносятся изменения. Это свидетельствует о его невысоком качестве. И хотя Комитет по финансовому мониторингу (далее — КФМ) рапортует об успехах, поправки говорят о том, что он захлебнулся в море сведений о сделках рядовых граждан, не имеющих ни к отмыванию, ни к терроризму никакого отношения. Во всяком случае, обилия дел, свидетельствующих о борьбе с отмыванием, не видно, что, впрочем, не так уж плохо для рядовых граждан.

В чём же суть новшеств? Одним из главных недостатков первой версии Закона о противодействии отмыванию было то, что контролю подлежали любые сделки из утверждённого перечня. Поскольку сформулирован он был нечётко, то на практике толковался расширительно. Обилие же лишних сведений так же мешает борьбе с терроризмом, как и их полное отсутствие.

Поэтому теперь сведения будут фильтроваться на местах: в КФМ нужно направлять информацию только о сделках, в которых участвует организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (п. 2 ст. 6 Закона в новой редакции).

Хотя подобное определение с точки зрения юридической техники может вызвать немало вопросов, на практике они не возникнут: перечень таких лиц утверждается и доводится до сведения контролирующих организаций в порядке, определённом Правительством Р Ф. Поэтому после его утверждения конкретному исполнителю останется лишь сверить фамилию (название) стороны в потенциальной сделке со списком. Основанием для включения в него являются:

  • вступившее в силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности или о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера, а также признанные у нас решения иностранных судов по этому поводу;
  • решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с обращением в суд о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность;
  • постановление следователя или прокурора о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;
  • составляемые уполномоченными международными организациями перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами.

Таким образом, отныне можно говорить о том, что КФМ будет заниматься не отслеживанием теневого оборота в стране, а борьбой с терроризмом. Эту поправку нельзя не приветствовать.

Второе изменение носит хотя и формальный, но весьма значимый характер. По тексту закона после упоминания об отмывании доходов добавлены слова «и финансировании терроризма». В свете последних событий в Москве это не удивляет, ибо соответствует сути указанных выше изменений.

Расширен перечень организаций, обязанных предоставлять сведения государству. В него включены организации, торгующие драгоценными камнями и металлами, а также их ломом (совершающие сделки купли-продажи), все, кто занимается организацией денежных игр и лотерей, тотализаторов и т. п. (выплата выигрышей), а также организации, управляющие паевыми инвестиционными фондами (выплаты по пенсионному страхованию).

Если торговля драгметаллами не была указана в первоначальной редакции Закона о противодействии отмыванию по явному недоразумению (закон предусматривал сбор сведенияй о залоге соответствующих объектов в ломбарде), то отмывание денег через пенсионное страхование представляется маловероятным. Выигрыши же в тотализатор либо будут крайне редки (как и вообще крупные выигрыши), либо возможны при подтасовке результатов. В последнем случае сообщение о них государству будет равносильно докладу о собственном мошенничестве. Поэтому данные организации вряд ли доставят в КФМ много сведений.

Четвёртое важное изменение заключается в том, что работники контролирующих организаций теперь могут приостанавливать подозрительные операции на два дня (п. 10 ст. 7), докладывать о них государству, которое может приостановить их исполнение ещё на пять дней (ст. 8). В случае, если не предоставлены сведения, необходимые для контроля, в осуществлении операции может быть отказано (п. 11 ст. 7).

Закон специально указал (п. 12 ст. 7), что приостановление операций, а равно отказ в их совершении не влекут гражданско-правовой ответственности. Представляется, что данные положения представляют собой очередной пример того, как вновь принятый акт вступает в противоречие с ГК, который, хотя формально и имеет приоритет, на практике будет игнорироваться. Тем самым рушится иерархия нормативных актов, что отдаляет и без того призрачную мечту обеспечить царство закона в нашей стране.

К сожалению, ограничив количество поступающих сведений, государство ещё не начало борьбы за их качество. Те недостатки закона, о которых мы писали в первой заметке, остались неисправленными. Значит, скоро можно ждать новых поправок.