О регистрации индивидуальных предпринимателей

Общие вопросы гражданского права, Новости 2003

23 июня 2003 г. в Закон Р Ф «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон) были внесены изменения и дополнения, касающиеся индивидуальных предпринимателей. Большинство новых норм, которые вступают в действие с 1 января 2004 г., носит, если можно так выразиться, «технический» характер. После того как для юридических лиц создали какую-то систему правил, стало логичным распространение ее и на индивидуальных предпринимателей. Впрочем, на последних «распространены» и все недостатки регистрации, о которых было немало сказано на нашем сайте.

Начнем с того, что на индивидуальных предпринимателей распространены не все процедуры регистрации юридических лиц, а лишь две — приобретение статуса индивидуального предпринимателя (аналог создания юридического лица) и прекращение этого статуса (аналог ликвидации юридического лица). Промежуточная стадия — изменение статуса (реорганизация юридического лица) к индивидуальному предпринимателю отношения не имеет, равно как и внесение изменений в учредительные документы (их у предпринимателя вовсе нет). Что касается ведения реестра, то внесение в него измененных данных, касающихся индивидуальных предпринимателей, законом предусмотрено.

Далее, законодатель отказался от создания единого реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тем самым была подвергнута забвению идея единого торгового реестра, который существует во многих странах континентальной системы права. Впрочем, наш единый реестр, если бы он был создан, не мог бы считаться торговым, поскольку в нем наряду с коммерческими юридическими лицами были бы представлены лица некоммерческие. Однако технически существование подобного реестра возможно. Просто его решили не создавать, что отчасти усложняет процедуру государственной регистрации.

Перечень документов, предоставляемых при регистрации индивидуальных предпринимателей, невелик. Если не брать в расчет особые ситуации, когда в качестве предпринимателей регистрируются иностранцы и лица без гражданства, либо несовершеннолетние или те, кто не имеет паспорта, то кроме заявления нужно предоставить лишь копию паспорта и документ об уплате государственной пошлины. Вполне демократично, особенно если учесть, что отказать в регистрации индивидуального предпринимателя можно, лишь если не утратила силу его прежняя регистрация в таком качестве или имеется запрет заниматься предпринимательской деятельностью на основании приговора суда либо вследствие признания несостоятельным (банкротом).

Применительно к индивидуальным предпринимателям, так же как и в отношении юридических лиц, введено дублирование номеров, при помощи которых они индивидуализируются (у них должен быть и основной государственный регистрационный номер — ОГРН, — и индивидуальный номер налогоплательщика — ИНН). Причем подп. «в» п. 14 Правил ведения единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. постановлением Правительства Р Ф от 16 октября 2003 г. № 630, предусмотрено, что ОГРН должен указываться «во всех документах этого физического лица, связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, наряду с его фамилией, именем и отчеством».

Это положение, поскольку о нем ни слова не сказано в Законе, недействительно, поскольку вступает в противоречие с п. 4 ст. 4 ГК РФ. Правительство Р Ф может принимать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента. А то, что правило об указании ОГРН во всех документах относится к гражданскому законодательству, никаких сомнений не вызывает. ОГРН — факультативное средство индивидуализации предпринимателя, не предусмотренное ГК. Обязанность использовать его должна быть предусмотрена федеральным законом!

Новеллой Закона является расширение доступа к паспортным и некоторым иным персональным данным физических лиц (учредителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Такие данные теперь могут быть предоставлены любому желающему, если они содержатся, соответственно, в учредительных документах юридического лица или в реестре, но только в части, касающейся места жительства индивидуального предпринимателя. Может также производиться сверка паспортных и иных данных индивидуального предпринимателя, приведенных в заявлении, с теми, которые содержатся в реестре. Данные реестра об исполнительном органе юридического лица, поскольку они не содержатся в учредительных документах, хотя имеются в реестре, не могут быть доступны первому встречному, однако может быть произведена их сверка с теми, которые приведены в заявлении.

Любопытно, что данные о месте жительства индивидуального предпринимателя (результаты сверки любых данных) предоставляются только по запросу того, кто предъявил документ, удостоверяющий его личность. Причем предприниматель (при сверке данных — и юридическое лицо) вправе узнать, кто интересовался сведениями о нем. Иначе обстоит дело с данными учредителей юридических лиц. Сбор сведений о тех, кто запрашивает копии учредительных документов, Законом не предусмотрен, равно как и предоставление их по запросу юридического лица, вызвавшего чей-то интерес. Тем не менее, если юридическое лицо захочет выяснить соответствующие сведения, у регистрирующего органа вряд ли есть основания отказать в их предоставлении (если сведения, конечно, имеются…).

При регистрации юридического лица теперь исключена подача заявления лицом, уполномоченным на то доверенностью, выданной самим юридическим лицом. Иными словами, невозможна ситуация, при которой нотариус заверяет подпись лица под заявлением о регистрации, опираясь на доверенность, составленную в простой письменной форме. Ведь проверить, действительно ли данная доверенность была выдана юридическим лицом, нотариус не может. А значит, теперь ответственность за недостоверность данных о том, кто подписал заявление о регистрации, целиком возлагается на нотариусов. Аналогичная норма введена и для регистрации индивидуальных предпринимателей: заявителями могут быть лишь они сами.

Наконец, в заключение рассмотрим вопрос о природе гражданской правоспособности индивидуального предпринимателя. Правоспособность граждан по смыслу ст. 18 ГК РФ признается общей. Это означает, что гражданин может иметь любые права и нести любые обязанности, если иное не предусмотрено законом. В состав правоспособности гражданина включается и право на занятие предпринимательской деятельностью. Между тем, согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Выходит, что право на занятие предпринимательской деятельностью само по себе из правоспособности гражданина не вытекает, а предполагает соблюдение специальной процедуры государственной регистрации, т. е. в обычный объем общей правоспособности граждан право на занятие предпринимательской деятельностью не входит.

Что же происходит при регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя? Ответ может быть лишь один: расширение гражданской правоспособности. Но если расширить и без того общую правоспособность, будет нарушен конституционный принцип равноправия (принцип равенства правоспособности). Правоспособность индивидуальных предпринимателей окажется шире, чем правоспособность обычных граждан. Налицо явное противоречие между Конституцией Р Ф и ст. 17 ГК РФ, с одной стороны, и ст. 23 ГК РФ, с другой стороны.

И разрешить это противоречие можно только одним способом: признав, что право на занятие предпринимательской деятельностью входит в правоспособность каждого гражданина непосредственно, без соблюдения специальной процедуры государственной регистрации. С точки зрения гражданского права предпринимательской деятельностью должно быть разрешено заниматься в любой момент. С точки же зрения публичного права можно требовать соблюдения процедуры государственной регистрации и вводить ответственность за ее несоблюдение. Только тогда конституционный принцип равноправия не будет нарушен!

Кстати, сказанное в полной мере применимо и к регистрации юридических лиц. Тем самым открывается возможность создавать юридическое лицо на основании гражданско-правовой сделки, а не административной регистрации. Но это уже тема отдельного исследования.