Всё большее количество российских компаний выходит на международные рынки и Центральный Банк (далее — ЦБ) пытается по мере возможностей облегчить им жизнь. 16 октября 2002 г. ЦБ было принято Положение «О порядке открытия и ведения юридическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств» № 201-П (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 18 ноября 2002 г. за № 3930; далее — Положение). Теперь такой счёт можно открыть без специального разрешения, что позволяет российским компаниям активнее продвигать свои товары и эффективнее осуществлять защиту своих интересов.
Государство сильно ослабило контроль в этой области: компания должна в течение десяти дней с даты открытия счёта уведомить об этом налоговые органы (по указанной в Приложении 1 форме). Впоследствии к поручению на перевод денег достаточно приложить копию этого уведомления с отметкой налогового органа о его принятии. Кроме того, ежеквартально (не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием квартала) налоговому органу и ЦБ необходимо предоставлять отчёт о движении средств по форме, указанной в Приложении 2 (эта обязанность распространяется и на тех, кто открыл такой счёт раньше).
За открытие счёта нередко необходимо заплатить, а обосновать такой платёж, по сути, нечем.
Другим достоинством документа следует считать разрешение иметь не один, а два счёта: один в валюте того государства, в котором расположено представительство, а другой — в любой другой валюте (п. 2.3). Мера представляется особенно похвальной потому, что в наличии двух счетов часто нет необходимости. Поэтому введение такого правила свидетельствует о том, что власти начинают заботиться об удобстве работы компаний за рубежом, что не может не радовать.
Правда, неясно, сколько же счетов можно открывать в пределах одной страны. Заданный вопрос имеет смысл в том случае, если там действует несколько представительств. П. 2.3 гласит, что у резидента есть право открыть один счёт представительства в национальной валюте, и один — в иной. Данное правило можно истолковать таким образом, что в одной стране разрешено открыть только два счёта. Тогда получится, что несколько представительств, открытых в одном государстве, должны использовать один и тот же счёт, что зачастую технически невозможно. Резидент, фактически, лишится возможности открыть несколько представительств в пределах одной страны. Учитывая общий либеральный настрой последних нормативных актов в области валютного регулирования, можно усомниться, что составители Положения хотели так ограничить действия отечественных компаний за рубежом. Вероятнее всего, имелось в виду, что на каждое представительство можно открыть не более двух счетов. Однако целесообразно упомянутую норму разъяснить.
Круг операций, которые можно производить при помощи счёта иностранного представительства, определён в п. 2.4 — 2.6. Юридическое лицо вправе зачислять на этот счёт деньги, переведённые из России в общем порядке, проценты, начисленные банком на величину остатка на счёте, ошибочно списанные средства, ранее снятые наличные, а также деньги, переведённые с другого счёта представительства. Со счёта представительства можно осуществлять любые расходы, связанные с его деятельностью (п. 2.5.9). Особо Положение упоминает право снимать наличные деньги для выплаты заработной платы и командировочных расходов, уплачивать налоги, сборы, пошлины, списывать ошибочно зачисленные средства, переводить деньги обратно в Россию, покупать иностранную валюту и переводить её на другой счёт представительства. Запрещены траты, связанные с предпринимательской деятельностью, инвестициями или приобретением прав на недвижимость (п. 2.6), однако можно оплачивать аренду помещений, в которых расположено представительство (там же).
Помимо ограничений по кругу операций Положение предусмотрело ограничения и по объёму вывозимой валюты. П. 2.10 запретил держать на счетах всех представительств, вместе взятых, суммы, превышающие 15% от суммы активов юридического лица. П. 2.11 предусмотрел, что сумма средств, находящаяся на одном счёте представительства на конец квартала, не должна более чем в два раза превышать суммы, израсходованные за это время представительством. Излишек подлежит возврату в Россию. Как видно, ограничения носят не столько запретительный, сколько контрольный характер: власти хотят убедиться, что деньги не просто вывезены за рубеж, а действительно расходуются на защиту интересов юридического лица за рубежом. Последующий, а не предварительный характер контроля ещё раз доказывает, что государство всё меньше опасается бегства капиталов. Ведь указание в п. 4.1 на то, что за нарушение изложенных правил виновные понесут предусмотренную законодательством ответственность, вряд ли остановит желающих воспользоваться новой льготой.
Таким образом, Положение представляет собой ещё одну либеральную меру в области валютного регулирования. Его появление всё меньше удивляет и всё больше укрепляет в мысли, что власти наконец усвоили простую вещь: любой запрет можно обойти, а потому слишком большое их количество нецелесообразно. Ставка же на честность и простоту повышает доверие к власти и, в конечном итоге, ведет к сокращению числа правонарушений.
- 10 декабря 2002 в 20:11
- 869
- Васильев Геннадий Сергеевич