Комментарий к федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц»

Книги

Под ред. М. Ю. Тихомирова
М., 2001. 88 с.

Книга вышла в свет более года назад, но в руки рецензента попала только сейчас. Многие подзаконные акты, в отсутствие которых был написан комментарий, уже приняты. Далеко не все прогнозы авторов оправдались, хотя есть и весьма показательные совпадения логики авторов и создателей подзаконных актов, утвержденных позднее. В самом же комментарии любопытна авторская трактовка ряда положений Закона Р Ф «О государственной регистрации юридических лиц». В остальной части он требует актуализации,

Закон РФ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон) содержит большое количество отсылочных норм, которые требовали разработки и принятия подзаконных актов. Потому комментарий Закона «по горячим следам» был делом неблагодарным. По многим вопросам авторы могли лишь догадываться о том, какое регулирование будет введено и когда. Вместе с тем, их комментарий мог бы послужить хорошим «пособием» для разработчиков подзаконных актов, а вот стал ли он таким — судить читателям.

Цель книги

Цель книги состоит в том, чтобы дать общее толкование норм Закона с точки зрения доктрины гражданского права и предложить конструкции, которые могли бы помочь в правоприменительной деятельности. Цели стать исчерпывающим пособием комментарий не преследовал и не мог преследовать, поскольку к моменту его выпуска в свет не были приняты подзаконные акты, которые предусмотрены Законом.

Структура книги и удобство для пользователя

Работа написана в стиле традиционного постатейного комментария. Комментарии к отдельным статьям невелики и изложены простым и доступным языком. Книгой пользоваться удобно.

Из недостатков следует отметить добровольный отказ авторов от комментирования некоторых норм закона под предлогом того, что они и так понятны. Если следовать этой логике, то комментарии вообще не нужны, поскольку законы пишутся на русском языке. Тем более что в ряде случаев без комментариев вряд ли можно было обойтись. Возьмем, к примеру, подп. «в» ст. 12 Закона: далеко не всем понятно, как можно зарегистрировать юридическое лицо по копиям учредительных документов. А если подлинники аннулированы (устав отменен, учредительный договор расторгнут)? Авторам же упомянутое положение очевидно.

Содержание книги

Книга любопытна тем, что в ней дается трактовка положений Закона авторами, которые на протяжении почти 10 лет выпускали практические пособия по созданию отдельных видов юридических лиц. Вниманием к этим проблемам славятся издания Г-на М. Ю. Тихомирова. Важно и то, что рецензируемый комментарий вышел одним из первых, — и тем самым сыграл свою роль в становлении практики государственной регистрации юридических лиц по новому Закону. Однако в комментарии есть и весьма спорные положения.

  1. Авторы считают, что Закон является специальным актом гражданского законодательства (с. 3−4, 9). Сама же регистрация, по их мнению, — административный акт. Совместить эти два суждения можно, лишь признав гражданское законодательство комплексным. Иначе как объяснить, что Закон, большая часть норм которого имеет публично-правовую природу, тем не менее, относится к гражданскому законодательству. И здесь не спасает ссылка на «специальный» характер Закона.
  2. В развитие упомянутого ранее вывода В. В. Залесский пишет, что отношения, складывающиеся в процессе государственной регистрации юридических лиц, регулируются методами как административного, так и гражданского права (с. 17). Но если регистрация — акт административный, то его принятие должно регулироваться административным правом. Что же касается гражданско-правовых последствий, то они могут быть «привязаны» к административному акту, причем такая «привязка» вовсе не означает, что сам акт входит в предмет гражданско-правового регулирования. То, что отношения между регистрирующим органом и регистрируемым лицом могут порождать гражданско-правовые последствия для третьих лиц, не означает, что упомянутые отношения сами по себе строятся на началах равенства.
  3. На с. 19 сделан вывод о том, что государство имеет право собственности на документы реестра. Между тем, документы (на бумажных носителях) в собственность государства при регистрации никто специально не передает. То, что государственный реестр является федеральным информационным ресурсом, означает лишь право РФ на информацию, которая в нем содержится, но не на материальные носители. Многочисленные законы, которые предусматривают безвозмездное отчуждение документов в собственность государства, часто вопреки воле частных лиц, недвусмысленно противоречат Конституции Р Ф, которая запрещает принудительное отчуждение собственности без решения суда. Конечно, сделанное замечание касается не только государственного реестра юридических лиц, но и других федеральных информационных ресурсов, куда в принудительном порядке изымают документы, созданные частными лицами.
  4. Вряд ли можно согласиться с комментарием подп. «а» ст. 12 Закона, в котором под согласованием с «соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросов создания юридического лица» предлагается понимать лишь согласование создания государственных и муниципальных унитарных предприятий. А согласование с антимонопольными органами? Как быть с ним? Скорее всего, комментируемый пункт нужно толковать широко: во всех случаях, когда законом упомянутое согласование предусмотрено, оно должно быть проведено до регистрации — и о нем должно быть сказано в заявлении о регистрации.
  5. На с. 48 содержится неточное положение о том, что учредительным документом некоммерческого партнерства выступает только учредительный договор. Между тем, последний может и не заключаться, однако обязательно предоставление устава.
  6. Вряд ли безоговорочно можно считать формой ответственности (во всяком случае, гражданско-правовой) ликвидацию юридического лица по требованию регистрирующего органа в связи с обнаруженными грубыми нарушениями. Во-первых, кто субъект такой ответственности? Юридическое лицо? Но в результате применения подобной ответственности ее субъект просто прекращает существование, не претерпевая дополнительных обременений. Во-вторых, в чем ответственность выражается? Ликвидация часто выгодна учредителям, которые не несут неблагоприятных последствий. Хотя в ряде случаев ликвидация может принести и убытки. Учредители же не могут считаться субъектами ответственности — они лишь страдают от ликвидации, вернее, несут риск убытков от нее. И сделанный вывод далеко не так очевиден, как кажется.

Аудитория, на которую рассчитана книга

Книга рассчитана в основном на тех, кто на практике занимается государственной регистрацией юридических лиц, хотя в настоящее время она уже не может быть полноценно названными лицами использована. Книгу будут покупать в основном студенты, аспиранты и преподаватели юридических вузов.

Цена книги

Цена книги невысока. Она еще есть в продаже в книжных магазинах в Сети и вне ее.