Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц»

Корпоративное право, Книги

Под ред. Б. М. Гонгало и П.В. Крашенинникова
Москва, «Статут», 2002. 176 с.

Книга представляет собой постатейный комментарий к Закону Р Ф от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон), подготовленный коллективом цивилистов из Екатеринбурга и Москвы, имеющих отношение к Уральской государственной юридической академии и Российской школе частного права. Это один из первых комментариев, написанный еще до того, как были внесены изменения в отдельные законы о юридических лицах, а регистрация была передана налоговым органам. Собственно говоря, перед нами «чистый» комментарий Закона.

Наш сайт уже неоднократно обращал внимание на дефекты Закона, его фрагментарность и противоречивость. Рецензируемый Комментарий весьма квалифицированно анализирует положения Закона, хотя его жанр и не позволяет оценить Закон со всей прямотой, которой он заслуживает. В то же время ряд сделанных выводов имеет позитивную направленность и будет полезен в правоприменении.

Цель книги

Цель книги состоит в том, чтобы уяснить логику Закона и правильно соотнести его с другими нормативными актами о юридических лицах. Однако решающее значение имеет толкование собственно текста Закона.

Структура книги и удобство для пользователя

Книга написана простым и доступным языком, почти не содержит сносок. Структура книги соответствует структуре Закона.

Достоинства книги

Принципиально важным является придание нормам ГК РФ приоритета по сравнению с нормами Закона (с. 11), хотя в ГК уже успели внести изменения, лишившие смысла сделанный вывод.

Заслуживает поддержки и тезис авторов о том, что субъекты РФ теперь не могут принимать акты о государственной регистрации юридических лиц (с. 13). Правда, вряд ли этот тезис можно обосновать тем, что гражданское законодательство относится к исключительному ведению РФ. Ведь нормы о регистрации подавляющее большинство авторов относит к административному праву, а это предмет совместного ведения. Другое дело, что теперь Федерация закрепила государственную регистрацию за своими органами.

Правильным следует считать вывод о том, что юридическое лицо должно нести неблагоприятные последствия недостоверности данных государственного реестра лишь в тех случаях, когда это от нее зависит (с. 41). В остальных случаях такие последствия должны перекладываться на регистрирующий орган. Причем исправление реестра должно быть признано самостоятельным регистрационным действием.

Улучшит положение учредителей новых юридических лиц и отстаиваемое авторами положение, согласно которому учредители не обязаны предоставлять документы, подтверждающие место нахождения исполнительного органа (с. 63). Для налоговых органов, всегда требующих такие документы при постановке на налоговый учет, это будет неприятной неожиданностью.

Упростит процедуру регистрации и признание протокола общего собрания учредителей, в котором назначен полномочный представитель в целях регистрации, своеобразным способом оформления его доверенности (с. 73).

Устранить субъективизм в регистрации позволит невозможность регистрирующему органу самостоятельно отменить решение о государственной регистрации (с. 168). Судебная отмена решения более надежно защитит интересы частных лиц.

Недостатки книги

Коллектив авторов довольно широк, что не позволило им избежать некоторых повторов и противоречий, в чем они сами честно признались (с. 8). Между тем, жанр комментария требует более жесткой редакторской руки.

Совершенно недостаточен критический настрой авторов. Многие положения Закона не оценены с точки зрения их вредоносного влияния на практику регистрации и низкого юридико-технического уровня.

Вряд ли можно называть государственной регистрацией иные действия регистрирующих органов, кроме создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также внесения изменений в учредительные документы (с. 10). Внесение изменений в государственный реестр (например, о том, кто директор) не может рассматриваться как государственная регистрация юридического лица, хотя, справедливости ради нужно отметить, положения Закона на сей счет туманны.

Не стоит выделять и принципы института государственной регистрации юридических лиц (с. 25). Этот институт не настолько значим, чтобы иметь свои принципы.

Вряд ли можно считать товарную биржу самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица (с. 32). Закон о товарных биржах стоит на иной позиции.

Неточен вывод, согласно которому законом установлен разрешительный порядок регистрации политических партий (с. 83). Он чуть более сложен, чем порядок регистрации обычных общественных объединений, но является нормативно-явочным.

Аудитория, на которую рассчитана книга

Книга рассчитана на практикующих юристов, а также на студентов и аспирантов, изучающих гражданское право. Правда, в некоторых местах она уже устарела, что связано с внесением изменений в законы об отдельных видах юридических лиц.

Цена книги

Цена книги невысока. С учетом практической направленности книги она, скорее всего, довольно быстро исчезнет из продажи.