Берегись автомобиля

Общие вопросы гражданского права, Новости 2002

Не секрет, что в России подчас обнаруживают угнанные за рубежом, главным образом, в Западной Европе автомобили. Их новые владельцы, которые обычно и не подозревают о том, что у них находится чужое имущество, годами находятся в неопределенном правовом положении. С одной стороны, имущество у них не изымают, с другой, надежных прав на него они не приобретают. Причем ситуация в настоящее время так же далека от своего разрешения, как и пять лет назад. Что же делать, если выяснится, что автомобиль разыскивается через Интерпол?

У обычного отечественного гражданина слово «Интерпол» порождает вполне предсказуемые ассоциации: эта организация, кроме всего прочего, разыскивает угнанные автомобили, многие из которых находятся у российских владельцев. Такая ассоциация закономерна — по некоторым данным, только в Санкт-Петербурге в настоящее время находится около 10 000 автомобилей, разыскиваемых Интерполом. Число это растет с каждым годом, причем динамика прироста остается положительной. Острота проблемы определяется не только величиной названной цифры, но и немалой стоимостью самих автомобилей, неопределенностью их дальнейшей судьбы, а главное, тем, что в положении владельца угнанной автомашины может оказаться любой, даже вполне осторожный человек. Краденую машину можно купить даже в автомобильном салоне.

Дело в том, что если, скажем, в Германии угоняют автомобиль, то на учет похищенного транспорта в России такая машина может быть поставлена по истечении пары месяцев, а то и позже. За это время угонщики успевают сбыть пока еще «чистую» машину и получить деньги. Покупатель же остается один против иностранных страховых компаний и отечественных правоохранительных органов. Бывали случаи, когда машины ставились на учет как похищенные через год после угона.

Что же грозит покупателю, который вдруг узнал, что его машина находится в розыске по Интерполу? Самая крупная неприятность — изъятие машины по иску ее собственника (обычно им оказываются страховые компании, выплатившие страховку первоначальному хозяину). Неприятность минимальная — постоянное ожидание такого иска и трудности при регистрации автомобиля.

Положение такого владельца лишь чуть лучше, чем у того, кто купил авто, угнанное в самой России. У последнего машину без долгих разговоров изымет милиция, действуя в рамках уголовного дела. У первого же машину в большинстве случаев можно изъять лишь в порядке гражданского судопроизводства. Однако и милиция, действуя уже в рамках международного следственного поручения, может изъять машину для передачи ее иностранным правоохранительным органам; впрочем, подобные случаи очень редки, требуют соблюдения огромного количества формальностей и занимают много времени.

Не стоит утешать себя тем, что страховая компания просто не станет связываться с отечественной судебной системой. В России уже существуют представительства иностранных страховых компаний, кроме того, российские юридические фирмы активно предлагают им свои услуги по истребованию похищенных автомобилей, благо, дело это прибыльное и почти беспроигрышное (подавляющее большинство подобных организаций находится в Москве, однако в последнее время такая активность заметна и в Санкт-Петербурге).

Сами автомобили страховым компаниям не нужны, им нужно получить деньги от их продажи. Само собой, иномарки в России дороже, чем в той же Германии, да и не требуется тратиться на перегон. Поэтому страховщики пытаются продать машины в России. Зачастую — тем же, кто их однажды уже купил, а потом узнал, что купил краденое. Таким владельцам предлагают купить их же (по представлению владельца) машину по цене, конечно, ниже рыночной. Как показывает практика, никто на подобный шаг не соглашается, и, видимо, напрасно — страховая компания машину все равно отсудит, ее положение практически беспроигрышно, на ее стороне опыт и деньги. Владелец же машины остается не только без денег, которые мог бы получить, но и будет вынужден оплатить судебные расходы страховой компании, которая на них не поскупится.

Корень всего зла для российского покупателя в том, что он не приобретает право собственности на купленный им автомобиль. Он может утешать себя лишь малополезным в такой ситуации титулом «добросовестного приобретателя». Приходилось слышать утверждение что, мол, пройдет срок приобретательной давности (всего-то пять лет!), и автомобиль — Ваш. Однако само течение этого срока начинается лишь после истечения срока давности исковой, а это еще три года. Кроме того, даже этот трехгодичный срок не истечет никогда, так как течение его прерывается подачей заявления об истребовании автомобиля.

Еще один фактор, порой приводящий к недоразумениям. Согласно ведомственным нормативным актам МВД, автомашина снимается с централизованного учета похищенного транспорта, если от инициатора розыска в течение полугода не поступило сведений о предпринятых им мерах по возврату машины. Во-первых, от инициатора розыска (каковым является государство, а не собственник похищенной машины) такой информации вполне может и не поступить, так как истребование автомашины — это частное дело ее собственника; во-вторых, машина снимается с розыска лишь по России, во всех же остальных странах она продолжает числиться в розыске; в-третьих, это никоим образом не ограждает российского владельца от иска собственника об изъятии машины; в-четвертых, российская волокита полугодичный срок превращает в двух-, трехгодичный, за который автомобиль во многом утрачивает стоимость. Кроме того, ходят слухи о появлении в скором Инструкции ГИБДД, по которой в техпаспорте автомобилей, даже исключенных уже из российской базы похищенного транспорта, будет ставиться штамп, говорящий о том, что машина находится в розыске по Интерполу. Надо ли говорить, что рыночная цена таких автомобилей будет на порядок меньше, чем у их собратьев без подобного «клейма».

Обнаружив машину, числящуюся в угоне, милиция или другой орган дознания направляют уведомление об этом в Москву, в Национальное Центральное бюро Интерпола. Из Москвы информация уходит в штаб-квартиру Интерпола в Лионе (Франция), а уже оттуда — в полицию той страны, где было совершено хищение.

Дальше события могут развиваться по трем сценариям. Первый — в течение шести месяцев никакого ответа не последует. Второй — придет сообщение о том, что собственник не намерен истребовать свое имущество. Наконец, третий — будет получена информация о том, что собственник намеревается получить обратно свой автомобиль. Последний вариант не оставляет российскому покупателю надежд, впрочем, такие случаи пока редки, хотя наметилась тенденция к увеличению их числа.

Если ответа не последовало, владелец вправе настаивать на исключении автомашины из базы данных разыскиваемого транспорта, как велит приказ МВД.

Когда приходит ответ о том, что собственник не намерен истребовать свое имущество (такие ответы, как правило, сопровождаются стандартной ссылкой на «трудную юридическую ситуацию в вашей стране»), мы фактически имеем дело с отказом бывшего хозяина от права собственности и смело можем идти в суд за признанием машины бесхозяйным имуществом, с тем чтобы признать на нее свое право собственности.

Здесь-то и кроется сюрприз. Дело в том, что российское гражданско-процессуальное законодательство в области признания имущества бесхозяйным не стыкуется с материальным гражданским правом. Так, Гражданский кодекс устанавливает, что движимые вещи, от которых собственник отказался, поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (ч. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ). В то же время ГПК РСФСР в ст. 264 говорит о том, что правом на подачу заявления о признании имущества бесхозяйным обладают лишь «финансовые органы» местных Советов. В современной правовой реальности это, видимо, органы местного самоуправления.

Налицо явная коллизия норм. Автор при этом разделяет точку зрения о том, что базовые отраслевые законы обладают большей силой по сравнению с «обычными» федеральными законами. Этот вопрос выходит за рамки темы, но вкратце: иначе уголовную ответственность можно устанавливать законом о бюджете на текущий год. Исходя из этого, можно сделать вывод, что признать имущество бесхозяйным и приобрести на него право собственности иначе, чем при помощи приобретательной давности, гражданину нельзя. Однако вспомним положение Конституции о том, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Вспомним и то, что конституционное понимание собственности шире, чем цивилистическое, и охватывает практически все имущественные права. Таким образом, норма ГПК, позволяющая приобретать бесхозяйное имущество только муниципальным образованиям, по всей видимости, не соответствует Конституции Р Ф со всеми вытекающими последствиями.