О прекращении участия государственных организаций в уставных капиталах банков

Корпоративное право, Новости 2002

2 апреля 2002 г. (жаль, что не 1 апреля!) Правительство Р Ф приняло маленькое распоряжение № 454-р, которое может иметь для многих весьма серьезные последствия, если на самом деле будет реализовано. Речь идет о прекращении участия государственных организаций в уставных капиталах кредитных организаций. Причем доли таких организаций продолжают оставаться в федеральной собственности (во всяком случае, пока, хотя предложения об их приватизации уже готовятся). Но ситуация в таких кредитных организациях изменится и без приватизации долей (акций)…

Казалось бы, что страшного в прекращении участия федеральных государственных предприятий и учреждений в уставных капиталах кредитных организаций. Ведь доли участия в уставном капитале (акции) кредитных организаций продолжают оставаться в федеральной собственности (меняется лишь владелец). Их приватизация, конечно же, планируется, но может быть и отложена до лучших времен. Однако то, что доли в уставных капиталах (акции) выпадают из рук государственных организаций, серьезно ослабляет их связи — как формальные, так и неформальные — с банками, участниками (акционерами) которых они являлись.

Это ослабление может выражаться в стремлении государственных организаций увести из бывших «своих» банков финансовые потоки, с одной стороны, и в желании банков перестать кредитовать своих бывших акционеров (участников), с другой. И если во втором случае с банками ничего страшного не произойдет, в первом случае возможно либо существенное снижение их оборотов, а значит, и доходности, либо повышение «стоимости» сохранения своих оборотов на прежнем уровне (государственные организации с хорошими оборотами будут объектом «переманивания» со стороны других банков, а удержать их при себе посредством участия в уставном капитале банка будет невозможно).

Наибольшие потери грозят банкам, в которых сосредоточены обороты таких серьезных федеральных унитарных предприятий как те, что действуют в сфере железнодорожного транспорта, атомной энергетики и других системообразующих отраслях. Банки, обслуживающие эти отрасли, долгие годы «использовали» их денежные средства почти бесплатно, а теперь расходы на их привлечение существенно вырастут. Это приведет к снижению доходности соответствующих кредитных организаций, а, возможно, и к их неплатежеспособности. Так что тем, кто держит счета в таких банках, нужно крепко призадуматься.

Но это, так сказать, экономические риски. Что же касается правовой оценки названного распоряжения, то она не будет слишком высокой. Да, принято решение прекратить участие государственных организаций в уставных капиталах кредитных организаций, но что это значит. Акции (доли), во всяком случае, на первом этапе останутся в федеральной собственности. Просто они должны быть переданы «в казну Российской Федерации» (п. 2 распоряжения).

Начнем с того, что никакой казны РФ как субъекта права у нас нет. Есть Российская Федерация как собственник соответствующего государственного имущества. И «передача в казну» означает, что собственник остается прежним, а меняется участник (акционер) кредитной организации. Такая смена участника (акционера) должна производиться в соответствии с учредительными документами кредитной организации, т. е. с учетом существования в этих документах либо преимущественного права покупки отчуждаемых акций либо запрещения на отчуждение долей третьим лицам. В нарушение этих правил передача долей (акций) в казну осуществляться не должна.

Далее, в нарушение п. 2 ст. 296 ГК акции (доли) в кредитных организациях изымаются у федеральных казенных предприятий и учреждений. Между тем, изымать можно только излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Остальное имущество можно изъять лишь с согласия соответствующего субъекта права оперативного управления. Но о получении такого согласия в распоряжении нет ни слова.

Еще меньше оснований для изъятия акций (долей) кредитных организаций у федеральных государственных унитарных предприятий. По смыслу ст. 295 ГК такое изъятие возможно лишь при ликвидации предприятия, чего в нашем случае вообще не происходит.

Таким образом, прекращение участия государственных организаций в уставном капитале банков производится с грубыми нарушениями ГК, что, в общем-то, уже стало недоброй традицией наших управленцев. Они настолько «обрезали» право хозяйственного ведения и оперативного управления, предусмотренные ГК, что впору вести речь об отсутствии различий между этими правами, а также о том, что ГК определяет их чрезмерно широко, а значит, декларативно.

Любопытно и то, что согласно распоряжению функции собственника акций (долей) в уставном капитале кредитных организаций теперь осуществляет не Российский фонд федерального имущества, а Минимущество Р Ф, что является отступлением от прежнего порядка.

В теоретическом осмыслении нуждается и термин «передача в казну». Поскольку казна как субъект права не существует, передача в казну означает, что акции (доли) снимаются «с баланса» государственных организаций и остаются в «подвешенном состоянии». «На баланс» Минимущества Р Ф они, скорее всего, не попадают. И такое положение прекрасно иллюстрирует отсутствие в России здравой концепции владения, пользования и распоряжения казенным имуществом.

Наконец, изъятием долей (акций) кредитных организаций дело не ограничится. Очередь за инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями. Одним словом, весь финансовый рынок России ждут серьезные перемены, и будут ли они к лучшему, неизвестно.