Конвертируемый рубль близок…?

Обязательственное право, Международное частное право, Новости 2004

10 декабря 2003 г. Президент Р Ф подписал Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон). Хотя почти все его положения вступают в силу лишь через полгода после его официального опубликования, изучать его необходимо уже сейчас. Причина в том, что новая редакция принципиально иначе решает многие важные вопросы государственного регулирования сделок с валютными ценностями и осуществлением внешнеторговых операций…

Большой объём Закона и обилие частных деталей обусловливают необходимость остановиться в первую очередь на важнейших нововведениях, а в последующих статьях рассмотреть его подробнее. Итак…

1. Первая принципиальная черта нового Закона состоит в том, что он достаточно подробно регулирует почти весь круг вопросов, связанных с использованием валютных ценностей. В связи с этим оказалось возможным включить в него норму о том, что органы валютного регулирования издают нормативные акты только в тех случаях, когда это предусмотрено Законом (ч. 2 п. 1 ст. 4). Данное положение развивает провозглашённый в ч. 3 ст. 3 Закона принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции.

Упомянутые положения отсутствуют в нынешней редакции Закона, что позволяет Центральному банку РФ (далее также ЦБ) самому решать вопрос о возможности издания того или иного акта. В итоге в настоящий момент валютное законодательство состоит, фактически, не столько из Закона о валютном регулировании, сколько из многочисленных инструкций и положений Банка России, что серьёзно осложняет изучение правил совершения валютных операций и тем самым ограничивает свободу действий участников оборота.

К счастью, засилью ведомственного нормотворчества в этой области скоро придёт конец. Юристы и предприниматели должны выучить большое, но конечное количество норм, которыми необходимо руководствоваться, и могут быть уверены, что не нарушают какое-то забытое всеми указание.

Случаи, в которых допускается ведомственное регулирование, можно в целом признать оправданными. Они относятся к кредитным организациям (банковская система страны, по мнению как российских, так и международных экспертов, ещё весьма слаба, поэтому за ней необходим более тщательный надзор и создание особой, гибкой системы правил, действующих только в отношении кредитных организаций) и установлению технических особенностей совершения тех или иных операций (чтобы технические нормы не слишком усложняли жизнь людям, закон оговорил те ограничительные меры, которые признаны допустимыми).

2. Вторым важным отличием нового Закона от существующего является провозглашение свободы проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами (ст. 6). Это — общее правило, которое позволяет утверждать, что во внешнеторговых операциях свобода договора вскоре будет применяться гораздо шире, чем теперь. Напомним, сегодня предполагается, что валютные операции связаны с движением капитала (подп. «е» п. 10 ст. 1 действующего Закона) и совершаются в порядке, который устанавливается Центральным Банком Р Ф (п. 2 ст. 6 действующего Закона). Поэтому положения нового Закона носят принципиальный характер — вместо разрешительного порядка устанавливается дозволительный, основанный на усмотрении участников. Следовательно, вмешательство государственной власти в область валютных операций существенно сократится.

Разумеется, государство сохранило за собой некоторые рычаги воздействия на рынок. Ст. 7, 8 и 11 устанавливают исключения из провозглашённого принципа, которые можно в общем виде выразить так: уполномоченные государством органы в определённых законом случаях вправе устанавливать порядок совершения некоторых валютных операций. Этот порядок не может создавать юридических препятствий к совершению тех или иных сделок, допускаются лишь экономические ограничения. Тем самым ничто не запрещено, но целесообразность совершения некоторых действий уменьшается, чем и достигается задача государственного регулирования.

Упомянутые экономические ограничения могут состоять в резервировании, предварительной регистрации (которая заменила получение предварительных разрешений) или использовании специального счёта.

Со спецсчетами мы уже знакомы по существующим правилам. Резервирование состоит в перечислении резидентом (или нерезидентом) определённого процента от суммы валютной операции на вклад в уполномоченный банк на установленный законом срок (см. ст. 16). Депонировать нужно либо 20% на год, либо 100% на шестьдесят календарных дней. Банк обязан, в свою очередь, перевести деньги на счёт в ЦБ. Проценты на такой вклад не начисляются. Поскольку кредитором ЦБ юридически является банк, необходимо защитить интересы вкладчиков — физических и юридических лиц — на случай его банкротства. Ведь сумма перечисленного ЦБ вклада должна включаться в конкурсную массу и распределяться среди кредиторов банка пропорционально сумме долга. Это приведёт к тому, что «принудительный вкладчик» получит только небольшую часть от сделанного по указанию государства вклада. Чтобы подобного не произошло, специально предусмотрено, что вклад в ЦБ не входит в конкурсную массу при банкротстве банка. Таким образом, деньги сохраняют связь со своим прежним хозяином, что даёт основание использовать данную норму как дополнительный аргумент для обоснования возможности введения права собственности на безналичные деньги.

Предварительная регистрация может применяться, во-первых, если резидент открывает счёт в стране, которая не является членом Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработчиков мер борьбы с отмыванием денег (п. 3 ст. 12 Закона), и во-вторых, если речь идёт о ввозе или вывозе российской валюты или внутренних ценных бумаг (об этом понятии см. ниже) в документарной форме (п. 5 ст. 15 Закона). Предварительная регистрация станет необходимой тогда, когда Центральный банк РФ (во втором случае — по согласованию с Правительством РФ) утвердит порядок совершения указанных операций, который будет предусматривать требование о регистрации. В остальных случаях вводить предварительную регистрацию прямо запрещено (см. ч. 1 п. 3 ст. 5 Закона).

Предварительная регистрация осуществляется в порядке, который должно установить Правительство Р Ф. Счета за рубежом регистрируют налоговые органы, операции по ввозу (вывозу) валюты и ценных бумаг — уполномоченный Правительством орган валютного контроля (п. 1 ст. 18 Закона). Для регистрации необходимо представить пакет документов, который носит формальный характер (заявление, копию паспорта, для предпринимателей и юридических лиц также копию свидетельства о регистрации и копию справки о присвоении кодов статистки). Отказ в регистрации допускается также исключительно по формальным основаниям. Ими могут стать: наличие противоречивых сведений в документах, отсутствие необходимых документов, законодательный запрет на совершение соответствующих действий, а также фактическое совершение операции до проведения регистрации (п. 7 ст. 18 Закона).

3. Ещё одно важное положение состоит в изменении понятия «валютные ценности»: из него исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Изменение актуально потому, что согласно ст. 141 ГК РФ порядок совершения операций с валютными ценностями определяется законом о валютном регулировании. Поэтому если ранее сделки с драгоценными металлами и камнями регулировались, помимо ГК, как Законом Р Ф «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», так и Законом Р Ф «О валютном регулировании и валютном контроле», то теперь последний не будет применяться. Следовательно, правовой режим упомянутых вещей станет более понятным.

Кроме того, изменён круг ценных бумаг, входящих в состав валютных ценностей. Если раньше к нему относились все бумаги, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте (независимо от места выдачи), то теперь положение иное.

К валютным ценностям относятся лишь «внешние ценные бумаги» (этого понятия ранее не существовало) — подп. 5 п. 1 ст. 1 Закона. Внешними являются все бумаги, которые не признаются внутренними. А внутренними названы либо эмиссионные ценные бумаги, номинированные в рублях, либо неэмиссионные бумаги, которые удостоверяют право на получение рублей. Кроме того, и те и другие должны быть выпущены в России (данное требование и является новым).

Таковы принципиальные изменения. В ближайшее время мы подробно проанализируем эти изменения в их частностях.