Оборот земель сельскохозяйственного назначения

Вещное право, Публичное земельное право, Новости 2003

Принятие Земельного кодекса РФ (далее — ЗК) стало одним из наиболее значимых событий в правотворческой деятельности последнего времени. Нешуточные баталии, то разгоравшиеся, то затихавшие в недрах Государственной Думы, не без участия Президента и Совета Федерации, в течение всей второй половины 90-х годов, создавали впечатление бесконечного позиционного боя, который не имеет перспектив к окончанию.

Изменившийся в последние два-три года расклад политических сил позволил наконец-то найти хотя бы какой-то компромисс по земельному вопросу. К сожалению, появившийся в результате жарких споров документ в плане юридической техники весьма далек от совершенства. Очевидно, когда улягутся страсти, законодателям придется еще не раз возвращаться к его доработке.

Одной из уступок левым силам, активно противоборствовавшим укреплению частной собственности в сфере земельных отношений, стала договоренность о регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения специальным законом. При этом до его введения в действие в отношении данной категории земель было установлено три принципиально важных правила.

Во-первых, при переходе прав на такой земельный участок от одного лица к другому его целевое назначение не подлежит изменению. Во-вторых, нерезиденты, включая апатридов, могут владеть и пользоваться такими земельными участками только на условиях аренды. В-третьих, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускается. Помимо этого правовой режим земель сельскохозяйственного назначения определялся правилами ст. 77−82 ЗК. В части, не противоречащей данным положениям, действовали иные нормы гражданского и природоресурсового законодательства, применимые к данной категории земель.

Известный вакуум в регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения был заполнен принятием 24 июля 2002 г. соответствующего федерального закона, который недавно вступил в силу. Хотя Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон) насчитывает всего лишь 20 статей, он получился достаточно содержательным.

Итак, для начала определим, что представляют собой земли сельскохозяйственного назначения. Следуя традиции ранее действовавшего Земельного кодекса, новый ЗК также выделяет семь категорий земель, первой из которых названы земли сельскохозяйственного назначения (ст. 77 ЗК), что подчеркивает приоритетное экологическое и экономическое значение именно данной категории земель.

Согласно нормам ЗК, к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Данная категория земель внутренне неоднородна и подразделяется на сельскохозяйственные угодья и все прочие земли.

По сути, сельскохозяйственные угодья — это земли, которые используются непосредственно для нужд сельского хозяйства. Их эксплуатация предполагает извлечение из земельных участков естественных природных свойств, заключенных в плодородном слое (почве). К числу сельскохозяйственных угодий относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Указанная разновидность сельскохозяйственных земель имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране.

В свою очередь, прочие земли играют по отношению к сельскохозяйственным угодьям вспомогательную роль. Их функции состоят, во-первых, в обеспечении плодородия сельскохозяйственных угодий, а во-вторых, в содействии процессу сельскохозяйственного производства. К числу прочих земель относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Понятие «земли сельскохозяйственного назначения» является собирательным и не образует самостоятельного объекта гражданских прав. В гражданском обороте участвуют не «земли», а относимые к числу вещей земельные участки. Помимо земельных участков предметом гражданско-правовых сделок могут быть так называемые «земельные доли», т. е. доли в праве собственности на земельный участок, которые в классификации объектов гражданских прав относятся к имущественным правам.

Закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» построен таким образом, что сначала формулируются общие положения, а затем рассматриваются отдельные особенности упомянутых ранее двух объектов гражданских прав — земельных участков и земельных долей.

Для целей настоящего исследования за основу принята иная структура изложения материала. В статье последовательно анализируются не объекты, относимые к числу земель сельскохозяйственного назначения, а правовые формы их использования. В этой связи первоначально рассматриваются особенности вещных, а затем обязательственных отношений по поводу земельных участков и земельных долей, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

Однако сначала следует остановиться на некоторых общих положениях, имеющих существенное значение.

Во-первых, Закон распространил свое действие не на все земли сельскохозяйственного назначения. Так, Законом не регулируется оборот земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями. К данным отношениям применяются положения ЗК.

Во-вторых, п. 5 ст. 1 Закона устанавливает, что субъекты Российской Федерации не вправе принимать нормы, ограничивающие оборот земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

Земельные участки могут принадлежать субъектам гражданского права как на вещных, так и на обязательственных правах. В то же время в отношении земельных долей, которые не относятся к числу вещей, приобретение вещных прав невозможно, хотя ст. 5 Закона и говорит о праве собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок.

Следует, правда, признать, что в отношении земельных долей (долей в праве собственности) могут возникать «квазивещные права», т. е. права, близкие по объему к вещным, но не сводимые к ним в силу специфики объекта (доля в праве собственности — не вещь, а имущественное право), на который они распространяются. В частности, обладатель земельной доли наделен правомочием распоряжения, а именно, он вправе ее продать, заложить, подарить, передать в доверительное управление и т. д. Очевидно, в известном смысле земельной долей можно пользоваться, т. е. извлекать из нее полезные свойства. Указанное правомочие осуществляется посредством заявления требования об определении порядка владения и пользования земельным участком, сособственником которого выступает обладатель доли.

Однако о владении в его классическом понимании, т. е. о хозяйственном господстве в отношении имущественного права (земельной доли), говорить затруднительно. Тем не менее, безапелляционное отрицание возможности распространения вещных правомочий на земельную долю некорректно. Однако эта проблема требует особого рассмотрения, которое не может быть осуществлено в рамках данной статьи.

Наибольшим по объему из всех вещных прав является право собственности. Закон допускает как публичную (государственную и муниципальную), так и частную форму собственности в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения. Содержание права собственности публично-правовых образований и частных лиц предопределяется установленными в Законе специальными основаниями его возникновения и прекращения, т. е. особенностями осуществления правомочия распоряжения. В то же время порядок владения и пользования частными и публичными земельными участками един.

По сути, специфика осуществления правомочий владения и пользования сводится к необходимости сохранения целевого назначения земельного участка. Так, согласно п. 1 ст. 6 Закона собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В особом порядке осуществляются правомочия владения и пользования земельным участком, находящимся в собственности более пяти лиц. В этой части ст. 14 Закона видоизменяет правила ст. 247 ГК, определяющей порядок владения и пользования имуществом, находящимся в общей собственности. Согласно ст. 14 Закона решение о порядке владения и пользования земельным участком принимается общим собранием участников долевой собственности. Собрание правомочно, если на нем присутствует хотя бы 20 процентов участников долевой собственности. Любопытно, что наличие кворума привязано не к размеру долей, которыми обладают присутствующие сособственники, а к числу сособственников.

Решение о порядке владения и пользования принимается двумя третями голосов присутствующих на собрании участников долевой собственности. И опять-таки Закон не устанавливает, как определяется количество голосов, которое принадлежит каждому сособственнику. Однако учитывая, что кворум определяется по числу сособственников, а не по размеру долей, можно предположить, что и при голосовании размер долей также не подлежит учету. Это означает, что каждому сособственнику принадлежит один голос. Следовательно, при определении порядка владения и пользования земельным участком, находящимся в общей собственности, в первую очередь защищаются права миноритарных собственников (обладателей мелких долей). Наличие специальных правил о владении и пользовании земельным участком, находящимся в долевой собственности, позволяет выделить соответствующие отношения долевой собственности в особую разновидность.

Закон не содержит каких-либо указаний на порядок распоряжения общим земельным участком. При таких условиях необходимо руководствоваться правилами ст. 246 ГК, допускающей распоряжение общей собственностью только по соглашению всех ее участников.

Остановимся на анализе оснований возникновения и прекращения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Основаниями возникновения права публичной собственности в отношении данных объектов гражданских прав могут служить любые юридические акты, как сделки, так и административные акты.

Помимо сделок, заключаемых по свободному волеизъявлению сторон, публично-правовые образования могут приобретать земельные участки в собственность и на основании сделок, заключение которых предопределяется наличием у публично-правового образования преимущественного права, предусмотренного ст. 8 Закона.

Механизм реализации права преимущественной покупки земельного участка состоит в следующем. Продавец земельного участка обязан известить орган государственной власти или местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Публично-правовому образованию предоставляется один месяц для того, чтобы воспользоваться принадлежащим ему преимущественным правом. В случае отсутствия с его стороны соответствующего волеизъявления собственник земельного участка в течение года с момента получения органом государственной власти или органом местного самоуправления извещения о продаже участка вправе продать данный участок третьему лицу без каких-либо ограничений. Если же собственник решит продать земельный участок по истечении указанного срока, то ему вновь необходимо известить о своем намерении публично-правовое образование, преимущественное право покупки которого в этом случае восстанавливается. Такая же обязанность возлагается на собственника и в случае продажи земельного участка до истечения данного срока, но на других условиях, чем те, которые содержались в извещении, направленном публично-правовому образованию.

Аналогичные права предоставлены публично-правовым образованиям и в отношении земельных долей (долей в праве собственности на земельный участок). Согласно п. 2 ст. 12 Закона в случае отказа других сособственников от приобретения отчуждаемой земельной доли ее продавец обязан известить орган государственной власти и местного самоуправления о намерении продать принадлежащую ему земельную долю с указанием цены и других существенных условий договора. Далее действует тот же порядок, который предусмотрен для земельных участков.

Право публичной собственности на земельный участок возникает в случае принудительного выдела доли в земельном участке, находящемся в общей собственности. Согласно п. 3 ст. 13 Закона не используемая в течение двух лет часть находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть выделена в судебном порядке с признанием на нее права государственной или муниципальной собственности.

Другой случай возникновения публичной собственности на земельный участок в результате принудительного прекращения частной собственности составляет изъятие земельного участка при ненадлежащем использовании (п. 3 ст. 6). По смыслу данной нормы под ненадлежащим понимается такое использование, которое повлекло за собой причинение вреда окружающей среде.

Прекращение права государственной и муниципальной собственности может осуществляться только в добровольном порядке. Принудительное изъятие земельных участков из публичной собственности действующим законодательством не предусмотрено.

Как правило, прекращение государственной или муниципальной собственности на земельный участок предполагает возникновение на него частной собственности, т. е. приватизацию.

Предоставление земельных участков в частную собственность осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона, т. е., по общему правилу, по результатам торгов (конкурсов, аукционов). Проведение таких торгов осуществляется по общим правилам, установленным ст. 38 ЗК. Исключение составляет случай, когда гражданин или юридическое лицо в случаях, допускаемых Законом, приобретает в собственность арендуемый земельный участок. При таких обстоятельствах проведение торгов не требуется. Правда, должны быть соблюдены два требования. Во-первых, земельный участок может быть отчужден только по рыночной цене. Во-вторых, к моменту выкупа земельный участок должен надлежащим образом использоваться арендатором-покупателем в течение не менее трех лет.

Отметим, что и добровольный переход земельных участков из публичной собственности в частную может быть осуществлен не во всех случаях.

Во-первых, приватизации не подлежат земельные участки, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

Во-вторых, земельные участки не могут быть приобретены в собственность иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, апатридами, российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.

Остался открытым вопрос о возможности приобретения данными лицами земельных долей (долей в праве собственности на земельный участок). Исходя из положений ст. 5 Закона, ограничение, сформулированное в ст. 3 Закона, относится и к обороту долей в праве собственности на земельный участок.

В-третьих, особые правила установлены в отношении приобретения земельных участков сельскохозяйственных угодий. Согласно п. 2 ст. 4 Закона субъекты РФ должны установить размер общей площади таких земельных участков, расположенных на территории одного административно-территориального образования, которые могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данный гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц. Таким образом, для целей Закона указанные лица признаются аффилированными.

Размер общей площади земельных участков, принадлежащих аффилированным лицам, в любом случае не может быть менее 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования. Закон не решает вопрос о том, каким образом должен применяться п. 2 ст. 4 при отсутствии соответствующего закона субъекта Федерации. Очевидно, при таких условиях необходимо исходить из минимального общего размера земельных участков, принадлежащих аффилированным лицам, который допускается федеральным законодательством, т. е. 10 процентов от общей площади сельскохозяйственных угодий в пределах одного административно-территориального образования.

Как и в предыдущем случае, данные ограничения касаются не только земельных участков, но и земельных долей. При расчете общей площади земельных участков, принадлежащих аффилированным лицам, если таковым принадлежат и земельные доли, следует исходить из того, что площадь части земельного участка, приходящаяся на соответствующую земельную долю, равна доле в праве на земельный участок в целом.

Отметим, что ограничения, касающиеся иностранцев (второй случай) и предельного размера сельскохозяйственных угодий (третий случай), препятствуют переходу земельного участка не только из государственной собственности в частную, но и из собственности одного частного лица в собственность другого. Поэтому при характеристике оснований возникновения и прекращения частной собственности на земельный участок данные основания повторно перечисляться не будут.

Рассмотрим основания возникновения и прекращения частной собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Основания возникновения частной собственности условно могут быть подразделены на две группы: 1) производные от публичной собственности и 2) производные от частной собственности других лиц.

Первая группа оснований уже была рассмотрена ранее при анализе оснований прекращения публичной собственности, поэтому коснемся особенностей оснований возникновения частной собственности, производной от частной собственности других лиц.

Одним из таких оснований выступает выдел доли из земельного участка, находящегося в общей собственности. При выделе право на земельную долю (долю в праве собственности) преобразуется в право собственности на земельный участок.

Для данного выдела Закон установил специальные правила. Во-первых, размер выделяемого земельного участка не может быть меньше минимального размера, установленного законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями законодательства о землеустройстве. К сожалению, какие-либо внятные указания в федеральном законодательстве на сей счет отсутствуют. Лишь ст. 6 ЗК содержит расплывчатую формулировку, согласно которой деление земельного участка допускается, если образующиеся части составляют самостоятельные земельные участки, разрешенное использование которых может осуществляться без перевода их в состав земель иной категории. Однако решению вопроса о минимальном размере земельного участка она не способствует. В связи с этим, до принятия субъектами Федерации соответствующих законов, ограничения по выделу доли земельного участка в натуре в части ее размера фактически не действуют.

Во-вторых, если число сособственников земельного участка более пяти, то действие норм ст. 252 ГК частично исключается и дополняется правилами ст. 13 Закона. В частности, на участника общей собственности, выделяющего принадлежащую ему долю в натуре, возлагается обязанность в письменной форме известить о своем намерении остальных сособственников путем направления уведомления либо публикации такого рода сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Федерации.

В данном извещении участник общей собственности, производящий выдел доли, обязан указать местоположение выделяемого земельного участка и размер компенсации, причитающейся другим сособственникам. Компенсация подлежит выплате в случае, если рыночная стоимость единицы площади земельного участка после выдела из него доли понизится. Возложение на лицо, осуществляющее выдел, обязанности выплатить компенсацию в связи с понижением рыночной стоимости оставшегося после выдела имущества отличает выдел доли земельного участка в натуре от раздела, производимого в порядке ст. 252 ГК.

Другая особенность выдела доли состоит в презумпции согласия иных сособственников на выдел доли в случае отсутствия с их стороны возражений в течение месяца с момента надлежащего уведомления. Ст. 252 ГК, напротив, допускает выдел доли во внесудебном порядке только при наличии согласия всех сособственников, выразившегося в заключении соглашения между ними.

Прекращение частной собственности на земельный участок может осуществляться как в добровольном, так и принудительном порядке и сопровождается возникновением либо публичной собственности, либо частной собственности у другого лица. По сути, соответствующие основания были рассмотрены ранее, за одним исключением.

Речь идет о прекращении права собственности на земельные участки, которые оказались в собственности частных лиц по основаниям, допускаемым законом, но впоследствии в силу наступления обстоятельств, препятствующих сохранению права собственности на них, подлежат отчуждению (ст. 5 Закона).

К примеру, ст. 3 Закона запрещает приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами. Это правило, в числе прочего, означает, что если российский гражданин изменит гражданство после приобретения в собственность подобного участка, последний подлежит отчуждению по правилам ст. 5 Закона. Упомянутые правила, которые определяют порядок отчуждения земельных участков, в полной мере приложимы к земельным долям. Рассмотрим их.

Собственник земельного участка должен в добровольном порядке (если такой порядок уместно именовать добровольным) произвести его отчуждение в течение года с момента наступления соответствующих обстоятельств, а если они возникли в связи с принятием Закона — в течение года с момента его вступления в силу.

При нарушении данной обязанности орган государственной власти субъекта РФ в течение месяца со дня обнаружения такого нарушения обязан обратиться в суд о понуждении собственника к продаже земельного участка на торгах.

Установленный в Законе месячный срок для обращения в суд не является сроком исковой давности. Его пропуск может влечь применение только мер публично-правовой ответственности к соответствующим должностным лицам.

Исполнение решения суда о понуждении собственника к продаже земельного участка осуществляется по правилам ст. 73 Федерального закона «Об исполнительном производстве», определяющей общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. В свою очередь, порядок проведения торгов, на которых отчуждается земельный участок, установлен ст. 447−449 ГК.

В случае отсутствия лица, намеренного приобрести отчуждаемый участок, данный земельный участок должен быть приобретен субъектом Федерации или муниципальным образованием по начальной цене предмета торгов.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут принадлежать субъектам гражданского оборота не только на вещном, но и на обязательственном праве. Наиболее широкое распространение получит, очевидно, право аренды.

Закон устанавливает процедуру передачи в аренду государственных и муниципальных земельных участков сельскохозяйственного назначения. Если в аренду предоставляется земельный участок, находящийся в частной собственности, то заключение договора осуществляется исключительно на основании свободного волеизъявления сторон.

По общему правилу, государственные и муниципальные земельные участки сельскохозяйственного назначения передаются в аренду в порядке ст. 34 ЗК, т. е. без проведения торгов, на основании заявления соискателя права аренды. В то же время, если в течение одного месяца с момента опубликования сообщения будет подано два и более заявления о предоставлении земельных участков в аренду, испрашиваемые участки передаются в аренду только по результатам торгов. В этом состоит принципиальное отличие от общего порядка, установленного ст. 34 ГК, согласно которому и в данном случае выбор арендатора осуществляется без проведения торгов по критериям, разработанным органом государственной власти или местного самоуправления.

Впрочем, такого рода механизм применяется и при предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения некоторым категориям лиц. В частности, проведение торгов не требуется при предоставлении государственных и муниципальных земельных участков сельскохозяйственного назначения религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота. Правда, согласно ст. 10 Закона выкуп полученного в упрощенном порядке в аренду земельного участка не допускается.

Все прочие взятые в аренду государственные и муниципальные земельные участки (кроме запрещенных к приватизации) могут быть выкуплены по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования.

По смыслу п. 4 ст. 10 Закона при наличии заявления арендатора о выкупе земельного участка орган государственной власти или местного самоуправления, при соблюдении арендатором условий, указанных в ст. 10, должен принять решение о предоставлении земельного участка в собственность арендатора в течение двух недель с момента подачи такого заявления.

Выкуп арендуемых земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается только по соглашению сторон. Соответствующее соглашение может быть достигнуто как при заключении договора аренды, так и в течение всего срока его действия. При этом не действуют закрепленные в ст. 10 Закона ограничения, которые касаются необходимости трехлетнего надлежащего использования арендуемого участка.

Правда, арендатор вправе выкупить земельный участок сельскохозяйственного назначения только в том случае, если государство или муниципальное образование не воспользуются правом его преимущественной покупки, порядок осуществления которого был описан ранее.

В аренду могут быть переданы земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся как в индивидуальной, так и в общей собственности (ст. 9 Закона). В последнем случае образуется множественность лиц на стороне арендодателя, образуемая сособственниками земельного участка.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона договор аренды не может быть заключен на срок, превышающий 49 лет. Это, однако, не препятствует продлению договора аренды на новый срок по его истечении. Закон не содержит также никаких ограничений в части заключения договора аренды на неопределенный срок. Данные положения применяются к земельным участкам, находящимся как в частной, так и в публичной собственности.

В завершение обзора Закона коснемся такой категории, как «аренда земельных долей», которая долгое время была известна земельному законодательству. Указанная конструкция фактически с самого момента ее внедрения в отечественное законодательство вступила в противоречие с основополагающими нормами об аренде. Согласно п. 1 ст. 607 ГК предметом аренды могут быть только непотребляемые вещи. В то же время земельная доля представляет собой не вещь, а имущественное право.

Наконец-то с принятием Закона данное противоречие устранено. Согласно ст. 16 Закона конструкция «аренды земельной доли» подлежит замене на доверительное управление земельной долей. При этом заключенные ранее договоры аренды земельных долей по истечении двух лет со дня вступления силу Закона трансформируются в договоры доверительного управления даже в случае невнесения в них сторонами необходимых изменений. Тем самым существовавшее ранее противоречие снимается. Ведь согласно п. 1 ст. 1013 ГК имущественные права, к которым относятся земельные доли, могут быть предметом доверительного управления.

Однако переход от аренды к доверительному управлению коренным образом меняет структуру взаимоотношений между собственником и пользователем имущества. Если арендатор использует имущество в своих интересах, то доверительный управляющий — в интересах собственника. Соответственно, различаются и источники дохода доверительного управляющего и арендатора. Если арендатор извлекает доход непосредственно из полезных свойств имущества, то доверительный управляющий получает доход в форме вознаграждения за деятельность по управлению имуществом, не получая доступа к его полезным свойствам.

Это, в свою очередь, предопределяет и ряд других, не менее существенных различий, между доверительным управлением и арендой. Насколько оправдан в этом плане переход к доверительному управлению земельной долей, покажет время.