Закон об инвестиционных фондах - важный этап в развитии правового регулирования инвестиций в России / Публикации Balfort / Сайт Антона Иванова

Закон об инвестиционных фондах - важный этап в развитии правового регулирования инвестиций в России

Корпоративное право, Новости 2002

29 ноября 2001 года принят давно ожидаемый финансовым сообществом Закон Р Ф «Об инвестиционных фондах» (в дальнейшем — «Закон об инвестиционных фондах»), который является заметным этапом в развитии российского инвестиционного права. Несомненно, он вызовет интерес не только у россиян, но и у иностранных юридических лиц, занимающихся инвестиционной деятельностью. Для деятельности инвестиционных фондов в России появилась надежная законодательная основа. В то же время Закон сохранил в неприкосновенности многие положения ранее действовавшего законодательства об инвестиционных фондах, обеспечив тем самым преемственность.

Отечественное законодательство о коллективном инвестировании прошло немалый путь. Понятие инвестиционного фонда было впервые внятно сформулировано в ныне отмененном Положении об инвестиционных фондах, утвержденном президентским Указом от 7 октября 1992 г. № 1186. Впрочем, в то время под инвестиционным фондом понималось «любое акционерное общество открытого типа, которое одновременно осуществляет деятельность, заключающуюся в привлечении средств за счет собственных акций, инвестировании собственных средств в ценные бумаги других эмитентов, торговле ценными бумагами, а также владеет инвестиционными ценными бумагами, стоимость которых составляет 30 и более процентов от общей стоимости его активов в течение более четырех месяцев суммарно в пределах одного календарного года». Значительным этапом в становлении законодательства об инвестиционных фондах стал знаменитый Указ от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации». Указ впервые определил понятие паевого фонда (далее — также «ПИФ») и создал базу для правового регулирования «взаимных инвестиций». Именно на основе Указа № 765 был построен массив подзаконных актов (главным образом, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)), которые определяли жизнь ПИФ до настоящего времени.

В Комплексной программе мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента Р Ф от 21 марта 1996 г. № 408, инвестиционные фонды (паевые и акционерные) названы в числе форм коллективного инвестирования наряду с инвестиционными банками, кредитными союзами и негосударственными пенсионными фондами. В Программе предусматривалось перспективное принятие закона об инвестиционных фондах, который виделся авторам Программы одним из эффективных средств защиты инвесторов на российском финансовом рынке.

Деятельность акционерных инвестиционных фондов (АИФ) была в дальнейшем упорядочена Указом Президента от 23 февраля 1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов». Многие принципиальные положения этого Указа вошли в новый Закон.

Таким образом, до принятия Закона «Об инвестиционных фондах» деятельность структур коллективного инвестирования регулировалась большим массивом подзаконных актов, принятых в разных экономических условиях и не всегда посвященных исключительно инвестиционным фондам. Решающую роль в определении условий функционирования фондов играла ФКЦБ, которая приобрела контрольные функции над ПИФ с 1995, а над АИФ — с 1998 года.

По этим причинам новый Закон приобретает значение системного и стабилизирующего документа в области коллективной инвестиционной деятельности. В России это первый нормативный акт, принятый на законодательном уровне, который обеспечивает комплексное регулирование деятельности инвестиционных фондов. В этом, пожалуй, главное значение принятого Закона. Вместе с тем, Закон об инвестиционных фондах содержит ряд новых принципиальных положений.

  1. Закон определяет инвестиционный фонд как «находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления» (ст. 1). Соответственно, Закон различает два вида инвестиционных фондов — акционерные и паевые. Различие проводится по признаку собственника имущества, составляющего инвестиционный фонд. В первом случае это имущество принадлежит акционерному обществу — инвестиционной компании, которая в терминологии Закона именуется «акционерным инвестиционным фондом», во втором — оно находится в общей долевой собственности инвесторов. Паевой инвестиционный фонд юридическим лицом не является.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Закон рассматривает выражение «инвестиционный фонд» в двух значениях. По общему правилу, инвестиционный фонд — это имущественный комплекс, объект права. Вместе с тем, под «акционерным инвестиционным фондом» понимается (ст. 2) открытое акционерное общество, в собственности которого находится этот имущественный комплекс. Получается, что собственником «инвестиционного фонда» является «акционерный инвестиционный фонд».

  1. Акционерный инвестиционный фонд по своей организационно-правовой форме относится к открытым акционерным обществам (ОАО), поэтому к нему применяются нормы Закона «Об акционерных обществах» (в дальнейшем — «Закон об АО»). Это правило предусмотрено п. 3 ст. 2 Закона об инвестиционных фондах. Законодатель не стал дублировать в новом Законе общеизвестные постулаты акционерного права, ограничившись указанием на те особенности, которые характеризуют фонд по сравнению с обычным ОАО. В силу своего специального характера, нормы Закона об инвестиционных фондах обладают приоритетом по отношению к правилам акционерного закона. Таким образом, в отношении инвестиционных фондов Закон «Об акционерных обществах» применяется субсидиарно к положениям гл. II Закона об инвестиционных фондах.

Акционерным инвестиционным фондом является лишь такое АО, в фирменном наименовании которого есть слова «акционерный инвестиционный фонд» или просто «инвестиционный фонд». Эти слова в своих фирменных наименованиях другие АО использовать не могут (п. 1 ст. 2). Деятельность акционерных инвестиционных фондов подлежит лицензированию.

Среди наиболее заметных особенностей АИФ по сравнению с обычным открытым акционерным обществом можно назвать:

  • запрет на размещение фондом иных, кроме обыкновенных акций, ценных бумаг (в ОАО же разрешена эмиссия привилегированных акций (п. 2 ст. 25 Закона об АО) и облигаций (п. 1 ст. 33 Закона об АО);
  • запрет на проведение в АИФ закрытой подписки на акции (в ОАО закрытая подписка, по общему правилу, допускается в силу п. 2 ст. 7 Закона об АО);
  • ограничение в форме оплаты акций фонда (только деньги и имущество, указанное в инвестиционной декларации; по общему же правилу ограничения по видам имущества, которым оплачиваются акции, устанавливаются решением о размещении бумаг или уставом — п. 2 ст. 34 Закона об АО);
  • недопущение неполной оплаты акций фонда при их размещении (по общему правилу, такое ограничение распространяется только на дополнительные эмиссии ценных бумаг (абз. 6 п. 1 ст. 34 Закона об АО);
  • расширение права акционеров АИФ требовать выкупа принадлежащих им акций: кроме оснований, указанных в Законе об АО, инвесторы могут реализовать это право в случае изменения инвестиционной декларации фонда, произошедшей против их воли;
  • возможность заочного голосования на общем собрании фонда по всем вопросам его компетенции (в обычном ОАО ряд наиболее важных решений не может быть принят заочным голосованием — п. 2 ст. 50 Закона об АО);
  • отсутствие (за некоторыми исключениями) требований к кворуму повторного общего собрания акционеров (по общему правилу, установленному п. 3 ст. 54 Закона об АО, кворум повторного общего собрания должен составлять не менее 30% акционеров);
  • наличие ограничений по составу совета директоров фонда, которые сводятся к недопустимости участия в этом органе привлекавшихся к различным видам ответственности финансистов и чиновников, а также работников структур, обслуживающих интересы фонда, и его аффилированных лиц;
  • необходимость уведомления ФКЦБ о ликвидации фонда.
  1. Паевой инвестиционный фонд — это имущественный комплекс, «состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией». Приведенное определение Закона в целом следует традиции Указа № 765, внося в понятие ПИФ 1995 года лишь некоторые незначительные уточнения.

Необходимым условием деятельности паевого фонда является высокая ликвидность его паев. Чтобы быть ликвидным, пай должен воплощать в себе стандартный для всех инвесторов объем прав. По этой причине правила управления фондом разрабатывает управляющая компания, а приобретение паев, по смыслу Закона — это договор присоединения (п. 1 ст. 11, ст. 14).

Имущество, вносимое инвесторами в паевой фонд, становится, в силу прямого указания Закона, их общей долевой собственностью (п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 14). Нетрудно заметить, что ряд правил, установленных Законом, существенно расходится с положениями ГК об общей собственности. Например, в силу п. 2 ст. 11 Закона, раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, не допускается, что прямо противоречит п. 1 ст. 252 ГК. Присоединяясь к договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом (то есть, приобретая пай), продолжает далее ст. 11 Закона, «…лицо тем самым отказывается от преимущественного права приобретения доли в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд». Представляется, однако, что по смыслу п. 2 ст. 250 ГК отказ участника общей собственности от преимущественного права приобретения доли другого участника возможен только после уведомления об отчуждении доли, поступившего в его адрес. Таким образом, и здесь Закон вступает в противоречие с Кодексом.

Формально коллизия должна решаться в пользу ГК в соответствии с п. 2 ст.3 кодекса. Очевидно, впрочем, что перечисленные нормы Закона необходимы для нормального функционирования паевых фондов, поскольку буквальное применение правил ГК об общей собственности остановит всякое обращение паев на рынке. Выходом из положения может стать внесение дополнений, касающихся паевых фондов, в главу ГК об общей собственности.

  1. Закон различает три разновидности паевых фондов в зависимости от того, на каких условиях инвестор может потребовать от управляющей компании погашения принадлежащих ему паев. В открытых фондах владелец пая может реализовать право на выплату в любой рабочий день, в интервальных — по истечении установленного правилами доверительного управления срока, а в закрытых фондах погашение пая может иметь место, по общему правилу, только по прекращении договора доверительного управления. Закрытые паевые фонды — новелла Закона, п. 8 Указа № 765 выделял только открытые и интервальные ПИФ.

Режим закрытых фондов характеризуется известной спецификой. Если в состав открытых и интервальных фондов инвесторами могут быть переданы только деньги, то норма о закрытом фонде допускает оплату паев иным имуществом (ст. 13). Это правило легко объяснимо. Закон ориентирует фонды, нацеленные на широкий круг инвесторов, на максимальную ликвидность. Самым же ликвидным активом являются, как известно, денежные средства, поэтому Закон и требует, чтобы у ПИФ всегда имелись в наличии деньги. Закрытые фонды рассматриваются законодателем как исключительная конструкция, направленная на решение особых инвестиционных задач. В основном такие задачи связаны с инвестированием в объекты недвижимости с последующим их развитием.

  1. Инвестирование в ПИФ осуществляется путем покупки и продажи инвестиционных паев. Еще Указ 1995 г. подчеркивал, что на стоимость пая не выплачивается никаких процентов или дивидендов. Этот принцип действует и в новом Законе. Доход инвестора образуется от роста курсовой стоимости пая, которая напрямую зависит от динамики цены активов, составляющих фонд.
  2. Закон дает очень подробное определение инвестиционного пая (ст. 14). В этом вопросе прогресс по сравнению с ранее действовавшим законодательством очевиден. Во-первых, новый Закон исправляет явную неточность Указа № 765, в котором, в частности, говорилось (п. 2) о «выкупе» управляющей компанией инвестиционных паев у инвестора. Совершенно очевидно, что управляющая компания, действующая как доверительный управляющий имущества, находящегося в общей долевой собственности, никаких паев от инвестора по договору купли-продажи не получает. Законодатель обратил внимание на этот нюанс и заменил «выкуп» на более нейтральное «погашение». Во-вторых, в Законе впервые предпринята попытка определить содержание имущественных прав, воплощенных в инвестиционном пае. Эта ценная бумага закрепляет:
  • долю ее владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд,
  • право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом,
  • право на получение денежной компенсации при прекращении паевого фонда.

В-третьих, в Законе получили четкое закрепление некоторые очевидные характеристики инвестиционного пая, которые ранее могли выводиться методом толкования. К примеру, установлено правило о том, что пай не является эмиссионной бумагой, что он фиксирует равную долю в праве общей собственности на имущество, составляющее фонд, что он не имеет номинальной стоимости. Кроме того, установлен принцип свободного обращения паев по окончании формирования паевого инвестиционного фонда.

В-четвертых, Закон вносит в действующий порядок изменение, касающееся формы инвестиционного пая. Теперь права, удостоверенные паем, могут фиксироваться только в бездокументарной форме (п. 2 ст. 14). Как и ранее, законодатель исходит из того, что пай является именной ценной бумагой и что выпуск производных от пая ценных бумаг не допускается.

  1. В отношении выдачи, погашения и обмена инвестиционных паев Закон опирается на принятые еще в 1995 г. Типовые правила открытого и интервального паевых инвестиционных фондов (Постановления ФКЦБ соответственно от 12.10.95 г. № 13 и от 16.10.95 г. № 14 с изменениями). Неудивительно поэтому, что Закон почти дословно повторяет положения этих довольно подробных актов. Лишь в некоторых случаях законодатель вносит уточнения в старые формулировки. Нового в главе о выдаче, погашении и обмене паев немного.

Во-первых, изменилась терминология: вместо «размещения» паев говорится об их «выдаче», понятие «конвертация» заменено на «обмен», а вместо «выкупа» паев Закон ориентирует на их «погашение». Во-вторых, в новом Законе закрепляются положения, очевидные из актов ФКЦБ и практики, но прямо нигде не зафиксированные. Например, установлено правило, обязывающее лиц, которые имеют право принимать заявки на выдачу паев, принимать также и заявки на их погашение или обмен (п. 2 ст. 24). П. 1 ст. 26 содержит положение о том, что до формирования ПИФ денежная сумма или стоимость имущества, на которые выдается один инвестиционный пай, должна быть одинаковой для всех инвесторов. В-третьих, в главе 4 Закона есть ряд новых правил. Так, согласно п. 3 ст. 26 Закона, правила доверительного управления ПИФ могут предусматривать возможность подачи заявок на погашение и обмен инвестиционных паев посредством почтовой, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить лицо, направившее заявку. Кроме того, Закон снижает максимально допустимый размер надбавки и скидки от стоимости пая, взимаемых управляющей компанией при совершении сделок: теперь размер надбавки не может составлять более 1,5%, а размер скидки — 3% от расчетной стоимости инвестиционного пая. Наконец, Закон (ст. 29) изменяет перечень оснований, при наличии которых управляющая компания обязана приостановить операции с паями.