Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист)

Общие вопросы гражданского права, Книги

Лебедев К. К.
Юристъ. Москва. 2001

Это очередной труд доцента кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета Константина Константиновича Лебедева, остающегося верным себе в выборе оригинальных форм изложения материала. В отличие от вышедшего в 1998 году известного юридического детектива К. К. Лебедева «Четыре инстанции», настоящая книга по стилистике близка к учебно-практическому пособию в его традиционном понимании, однако имеет свою специфику. Давно уже не издавалась работы, которые учат юристов, как им следует работать (во всяком случае, в корпоративной сфере).

Очередной труд доцента кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета Константина Константиновича Лебедева, остающегося верным себе в выборе оригинальных форм изложения материала. В отличие от вышедшего в 1998 году известного юридического детектива К. К. Лебедева «Четыре инстанции», настоящая книга по стилистике близка к учебно-практическому пособию в его традиционном понимании, однако имеет свою специфику. Давно уже не издавалась работы, которые учат юристов, как им следует работать (во всяком случае, в корпоративной сфере).

По меткому выражению одного из моих коллег, прочитавшего «Корпоративного юриста», книгу с известной долей условности и уважительной иронии можно назвать «зоологическим исследованием» юриста, работающего в коммерческой организации, как вида. Ориентированная в первую очередь на студентов старших курсов юридических ВУЗов, книга К. К. Лебедева призвана дать общее представление о том, что ждёт выпускников, намеревающихся заняться правовым обслуживанием бизнеса. Книга богата информацией, необходимой каждому начинающему юристу, устроившемуся работать в ту или иную коммерческую организацию или же работающему самостоятельно, — от начальных сведений об общих условиях деятельности юриста в организации, специализирующейся в том или ином направлении деятельности (обыкновенные «хозяйственные» коммерческие организации, юридические консультационные фирмы, коллегии адвокатов и т. д.), до конкретных рекомендаций относительно путей разрешения различных трудностей, возникающих как в отношениях внутри организации, так и в её отношениях с контрагентами.

К недостаткам книги следует отнести несколько «романтический» характер некоторых рекомендаций К. К. Лебедева. Читателю-юристу, не успевшему попробовать свои силу в сфере практической деятельности, не стоит забывать о том, что практическое воплощение в жизнь некоторых, по существу, бесспорных рекомендаций К. К. Лебедева (например, формальное закрепление во внутренних документах организации основных функций юридической службы, необходимость разделения труда между «хозяйственными» подразделениями и юридической службой) во многом зависит от уже сложившихся внутренних организационных традиций той или иной организации, а также от «вменяемости» её руководителей. В остальном книга свободна от недостатков; богатейший практический опыт автора, являющегося в то же время общепризнанным специалистом в области науки коммерческого права, а также своеобразная манера преподнесения материала превращают процесс прочтения книги в легкое, непринужденное, но весьма полезное занятие.

Книгу стоит настоятельно рекомендовать к прочтению всем студентам старших курсов юридических ВУЗов, а также молодым специалистам, уже закончившим учебу, но еще не успевшим составить свое собственное представление о практической деятельности юриста и не желающим учиться на своих ошибках.

Структура книги

Книга состоит из глав и параграфов.

Глава 1. Организационные формы практической работы корпоративных юристов.

  1. Юридическая служба в коммерческих организациях. Рекомендации.
  2. Юридические фирмы. Рекомендации.
  3. Коллегии адвокатов. Рекомендации.
  4. Индивидуально практикующие юристы. Рекомендации.
  5. Другие возможности работы юристов в сфере экономики. Рекомендации.

Глава 2. Основные задачи и функции практикующего юриста.

  1. Предмет деятельности и круг функциональных обязанностей практикующего юриста. Рекомендации.
  2. Правовое обеспечение внутренних отношений обслуживаемой организации. Рекомендации.
  3. Правовое обеспечение внешних отношений обслуживаемой организации. Рекомендации.
  4. Договорно-правовая работа. Рекомендации.
  5. Работа корпоративного юриста по ведению дел обслуживаемых организаций в суде. Рекомендации.

Глава 3. Взаимоотношения юриста с клиентами.

  1. Договоры с клиентами. Рекомендации.
  2. Оплата труда корпоративных юристов. Рекомендации.

Заключение. Цена книги

Цена книги сравнительно невысока и составляет около ста рублей (хотя обложка из простой бумаги, но авторского текста все-таки около трехсот страниц).