Гражданское законодательство в 2000 году

Общие вопросы гражданского права, Новости 2000

«Практически ничего существенно нового!» Именно так можно охарактеризовать состояние гражданского законодательства России в 2000 году. Лишь в начале года поток законов слегка струился, но к апрелю иссяк. Возможно, новая администрация еще не сформировала своей экономической политики, а может быть, ее и вовсе нет. Но так или иначе 2000 год для законодательного оформления экономических реформ прошел зря. Только Налоговый кодекс, хотя он и не относится к гражданскому законодательству, слегка оживил картину. Впрочем, в отношении того, что он что-либо способен «оживить», у большинства специалистов есть большие сомнения…

О том, что изменилось в составе гражданского законодательства в 2000 году, смотри здесь…

Состояние гражданского законодательства свидетельствует о том, хорошо ли чувствует себя экономика страны. В России гражданское законодательство находится в стадии реформирования, как, впрочем, и экономика. Существует ряд пробелов, а правовое регулирование многих отношений оставляет желать лучшего. Поэтому реформирование экономики всегда должно сопровождаться созданием новых актов гражданского законодательства. Вот с этим-то в 2000 году было совсем плохо. Вряд ли объективный аналитик может назвать хотя бы один значимый гражданский закон, который бы содержал принципиально новые нормы права, направленные на проведение экономических реформ.

К сожалению, так и не увидела свет 3 часть Гражданского кодекса России. Противоречия между специалистами помешали окончательно согласовать основные положения об исключительных правах (праве интеллектуальной собственности). Что же касается наследственного права, то никаких проблем с ним нет. Дело лишь во времени.

Так и не был принят Земельный кодекс, хотя причины, по которым коммунисты торпедировали принятие кодекса, давно отпали. Никакого смысла сохранять коллективные хозяйства на селе путем запрещения частной собственности на землю нет. Эти коллективные хозяйства либо обанкротились, либо попали в руки предприимчивых людей.

Вообще прохождение через Думу принципиальных гражданских законов замедлилось. Причиной тому, скорее всего, являются усилия лоббистов. Ведь в нынешних условиях, когда сложились основные экономические группы влияния, любой гражданский закон противоречит интересам хотя бы одной из них, — и она прилагает титанические усилия с тем, чтобы замедлить его продвижение.

Впрочем, есть и процесс текущего обновления законодательства, когда не создается ничего нового, а просто вносятся текущие изменения в законодательство и практику его применения. Это «латание дыр» также было не слишком активным. Дыры образовывались быстрее, чем принимались акты, направленные на их устранение. Но перейдем к конкретным актам.

  1. Закон о государственном земельном кадастре был принят в конце 1999 года, но опубликован уже в 2000. Это довольно объемный закон, целью которого является создание правовой базы для кадастрового учета земельных участков. Кадастровый учет в России носит вспомогательный характер и не связан с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним (этому посвящен свой закон, структура которого очень похожа). Поскольку права на недвижимость нельзя зарегистрировать, если соответствующий объект не учтен в кадастре, все частные лица вынуждены проводить эту, по сути, дополнительную регистрацию. Столь сложная система регистрации объясняется желанием участвовать в ней большого количества бюрократических ведомств, каждое из которых желает получить свою долю полномочий. Закон подробно регламентирует порядок проведения кадастрового учета объектов недвижимости, определяет органы, занимающиеся такой регистрацией и круг документов, собираемых и предоставляемых ими. Кадастровый учет производится в течение 1 месяца с момента представления необходимых документов. Плата за него не взимается.
  2. Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов также был принят в конце 1999 года, хотя вступил в действие в году 2000. Этот закон содержит множество административных правил, имеющих целью обеспечить качество пищевых продуктов и их безопасность для населения. Сформулированы требования, которым должны удовлетворять пищевые продукты, для того чтобы они могли находиться в обороте. Закреплена специальная процедура регистрации новых пищевых продуктов. Для других продуктов установлены обязательные правила подтверждения их соответствия требованиям качества и безопасности. На уровне закона установлен порядок лицензирования производства и оборота пищевых продуктов. Все пищевые продукты должны иметь сроки годности и соответствовать предъявляемым законом требованиям, в противном случае их импорт, производство, оптовая и розничная продажа запрещены. Обязательная сертификация распространена не только на продукты, но и на услуги розничных торговцев и предприятий бытового обслуживания. Установлены конкретные правила административной ответственности за нарушения требований к качеству и безопасности пищевых продуктов.
  3. В канун 2000 года Закон о недрах был скорректирован с учетом Закона о соглашениях о разделе продукции. Расширен круг пользователей недр, скорректированы сроки различных видов пользования недрами и основания для их возникновения, подробно урегулирован порядок проведения конкурсов и аукционов на предоставление права пользования недрами, установлены случаи, когда право пользования недрами может переходить от одного лица к другому, а также внесены иные уточняющие и дополняющие положения.
  4. Изменения в Законе об инвестиционной деятельности коснулись льгот инвесторам в приоритетных инвестиционных проектах (наиболее значимых и включенных в перечень, установленный Правительством). Суммарная налоговая нагрузка на такого инвестора не должна увеличиваться. Если она увеличивается, то для инвестора в течение срока окупаемости такого инвестиционного проекта, но не более чем на протяжении 7 лет сохраняется прежний режим. Это правило очень похоже на то, которое закреплено в Законе об иностранных инвестициях, только теперь оно касается и инвестиций внутренних.
  5. Внесены изменения в Закон о культурных ценностях, перемещенных в СССР в годы Второй мировой войны. Эти изменения были связаны с вынесением Конституционным судом постановления, признающего неконституционными положения Закона, касающиеся возврата этих перемещенных культурных ценностей. Культурные ценности, обладающие особой значимостью (уникальные), могут быть переданы иностранному государству только на основании федерального закона, а менее значимые культурные ценности — на основании постановления Правительства с уведомлением Федерального Собрания. Установлен 18 месячный срок для предъявления претензий о возврате таких культурных ценностей с момента опубликования сведений об их наличии.
  6. В середине 2000 годы были внесены изменения в Бюджетный кодекс, которые устранили его противоречия с Гражданским кодексом. Скорректирован ряд одиозных положений Кодекса, которые предоставляли односторонние привилегии государству в его взаимоотношениях с частными лицами. Однако некоторые из таких положений сохранились, что по-прежнему означает для частных лиц повышенные риски при вступлении в договорные отношения с государством.
  7. Изменения в Законе о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан коснулись порядка формирования и деятельности органов управления таких объединений.
  8. Утверждено Положение о порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении ими («золотой акции»). Это положение уточнило и разъяснило ранее действующий порядок назначения и отзыва этих представителей. Четко прописаны права и обязанности представителей, указаны ограничения, которые должен соблюдать в своей деятельности представитель, наконец, дан перечень акционерных обществ, представители государства в которых назначаются Правительством России.
  9. Утверждены новые Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, а также Правила постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами России и усыновленными иностранными гражданами или лицами без гражданства (постановление Правительства Р Ф от 29 марта 2000 г. № 275).
  10. Утверждены Правила выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального назначения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения (постановление Правительства от 10 марта 2000 г. № 221). Эти Правила утверждены в развитие ст. 21 Градостроительного кодекса РФ. Под объектом недвижимости федерального понимается объект, возводимый для федеральных нужд с полным или частичным использованием для этих целей средств федерального бюджета. Иными словами, такой объект должен иметь бюджетное финансирование и находиться, хотя бы частично, в федеральной собственности. Под объектами недвижимости на особых территориях понимаются не только те, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, но и те, которые принадлежат частным лицам. Особыми территориями при этом признаются территория объектов историко-культурного наследия, особо охраняемые природные территории, территории традиционного проживания коренных малочисленных народов, территории свободных экономических зон, территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, территории зон чрезвычайных экологических ситуаций, экологического бедствия, территории депрессивных районов и иные территории. Разрешения на строительство выдают в зависимости от принадлежности земель органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Вопрос о выдаче разрешения должен быть решен в месячный срок. Разрешение выдается на время строительства, но не более чем на 3 года. Хотя разрешение выдается бесплатно, процедура его получения довольно сложна, что неминуемое повлечет для инвесторов значительные затраты.
  11. Правительством РФ внесены изменения в Правила бытового обслуживания населения (Постановление от 30 сентября 2000 г. № 742) и в Правила оказания гостиничных услуг (Постановление от 15 сентября 2000 г. № 693). Эти изменения касаются приведения Правил в соответствие с теми изменениями, касающимися защиты прав потребителей, которые были внесены в Закон о защите прав потребителей и в ГК.
  12. В новой редакции приняты Правила оказания почтовых услуг (Постановление Правительства Р Ф от 26 сентября 2000 г. № 725). В них уточнен ряд понятий и норм, касающихся оказания почтовых услуг. В то же время радикальных изменений в правовом регулировании не произошло. Излагать же содержание столь объемных Правил детально в данном обзоре нецелесообразно.
  13. Обновлены условия выпуска Российской Федерацией государственных краткосрочных бескупонных облигаций (Постановление Правительства Р Ф от 16 октября 2000 г № 790). Эти облигации, по сути, выступают наследниками пресловутых ГКО, платить по которым Россия отказалась в 1998 г. История повторяется?
  14. Упорядочено внесение капитализированных платежей в Фонд социального страхования России при ликвидации (в том числе банкротстве) юридических лиц (Постановление Правительства Р Ф от 17 ноября 2000 года № 863). Постановлением установлена процедура и сроки сообщения Фонду социального страхования России о предстоящей ликвидации и сформулированы обязанности ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего).
  15. Утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности (постановлением Правительства Р Ф от 4 декабря 2000 г. № 921). Согласно этому положению все объекты градостроительной деятельности, в том числе принадлежащие частным лицам, подлежат обязательному техническому учету и внесению в специальный реестр объектов градостроительной деятельности. Таким образом, объект недвижимости должен регистрироваться, как минимум, три раза — в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в земельном кадастре и в реестре объектов градостроительной деятельности. Тройная регистрация — результат стремления сразу трех ведомств участвовать в процессе оформления недвижимости, и не без пользы для себя. Кстати, инвентаризация (кроме плановой) и выдача сведений об объектах градостроительной деятельности производятся за плату. Каковы основания для взимания платы за осуществление инвентаризации и учета, остается непонятным. Если государство хочет что-либо учитывать, пусть делает это за свой счет.
  16. В феврале — марте 2000 г. был принят ряд нормативных актов, направленных на регулирование деятельности государственных предприятий. В частности, был утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, Примерный контракт с руководителем такого предприятия и некоторые иные акты.
  17. Центральный банк России выпустил новое Положение о безналичных расчетах в РФ. Это весьма подробный ведомственный акт, касающийся, главным образом, технических особенностей расчетов, осуществляемых частными лицами через банки. В нем проанализированы все возможные формы безналичных расчетов — расчеты платежными поручениями, аккредитивами, чеками и по инкассо. Отдельно прописан порядок расчетов в случае принудительного списания денег со счета, а также расчетов между банками через корреспондентские счета. Содержание Положения слишком объемно для того, чтобы подробно рассматривать его в настоящем обзоре.
  18. Выпущен ряд инструкций, касающихся государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно: Инструкция о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах от 3 июля 2000 г.; Инструкция о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов от 3 июля 2000 г.; Инструкция о порядке регистрации ипотеки жилого помещения, возникшей в силу закона или договора, а также о порядке регистрации смены залогодержателя в связи с переходом прав требований по ипотечным кредитам от 16 октября 2000 г., а также Методические рекомендации по порядку осуществления территориальными органами Министерства юстиции РФ правового контроля за деятельностью учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12 июня 2000 г.
  19. Внесены изменения в Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». Эти изменения довольно обширны и связаны главным образом с состоявшимся ранее изменением Закона о защите прав потребителей и ГК. Более четко описан перечень случаев, в которых подлежит применению Закон о защите прав потребителей. Конкретизировано понятие существенного недостатка товара (работы, услуги). Более четко описаны правовые последствия установления сроков годности товаров. Продублировано правило о том, что отсутствие у потребителя кассового чека не является основанием для удовлетворения его требований к продавцу.
  20. Опубликован ряд обзоров судебной и арбитражной практики — по спорам, связанным с договорами на участие в строительстве, с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, по договорам строительного подряда, по делам о ликвидации юридических лиц, по спорам, связанным с неосновательным обогащением.
  21. Высшим арбитражным судом был окончательно разрешен спор о необходимости государственной регистрации договоров аренды помещений в нежилых зданиях, заключенных сроком менее чем на 1 год. По мнению Высшего арбитражного суда, такая регистрация необязательна, чем опровергнуто ранее высказанное Министерством юстиции и Министерством по налогам и сборам мнение. Это упростило деятельность многих предпринимателей, которым в противном случае пришлось бы регистрировать все договоры аренды нежилых помещений во избежание налоговых проблем.

Таковы, вкратце, были изменения, которые произошли в гражданском законодательстве в 2000 году. Возможно, какие-нибудь новеллы не нашли отражения. Ждем от наших читателей замечаний.